История шелка
Все гениальное рождается случайно. Императрица Хсай Линг Ши отдыхала в тени тутового дерева за чашкой чая, неожиданно упал в горячий чай кокон шелкопряда. Женщина взяла его в руки и начала разматывать тонкую нить. И тут ей пришла в голову идея, что эту нить можно использовать для производства ткани.
Нежнейшая материя имела баснословную стоимость, производилась мастерами по началу только во дворце и только для императорской семьи. Самый древний кокон шелкопряда найден при раскопках в провинции Шаньси, датируется ок.2000 годами до н.э.
Сезон шелководства длится 6 месяцев, пока тутовые деревья дают листья для питания.
Секрет производства шелка китайцы хранили ревностно. Секрет имел статус государственного. Продавали шелк дорого. Великий шелковый путь гордо носит название основного товара того времени – шелка.
Караванная дорога была главной трансконтинентальной дорогой, по которой вывозили из Китая шелк. Кроме ткани также везли караванами китайский фарфор, чай, рис, пряности, косметику. И обратно в Китай ввозили золото, серебро, хлопок, шерсть, лошадей, фрукты.
Шелк ценился в Европе на вес золота, позволить себе его могли только очень богатые люди. Но высокая стоимость не снижала покупательской потребности, ткань пользовалась бешеным спросом.
При том в одежде из шелка не живут насекомые, коих в средние века в следствии низкой гигиены было предостаточно.
Есть у шелка ценнейшая особенность: одежда из этого материала имеет целебные антибактерицидные свойства. При контакте с кожей усиливается регенерация клеток, излечиваются кожные заболевания.
Тщательно хранили секрет китайцы. Но примерно в 5 веке информация все-таки просочилась вместе с контрабандой яиц шелкопряда и тутовых семян за пределы Поднебесной. Утекла изначально в Индию, а позднее в Византию и другие европейские страны.
Из чего производится шелковый материал
С производством все понятно, но неясным остается вопрос, из чего делают натуральный шелк. На самом деле сырье и объясняет цену ткани. Шелк состоит из кокона тутового шелкопряда.
Существует множество преданий и историй с его возникновением, но все сходятся во мнении, что свое начало шелк берет в Китае. Именно здесь найдены захоронения шелка.
Легенды повествуют о том, что молодая императрица Си Линг-Чи увидела, что от упавшего в горячую воду кокона отделилась сверкающая нить. Во второй версии девушка захотела вырастить тутовое дерево. Им заинтересовалась моль, которая питалась молодыми листьями дерева. Здесь же она откладывала грену – мелкие яйца.
Си Линг Чи
Другие говорят, что Си Линг-Чи в это время пила чай, а ей в кружку упал кокон. Как бы ни зародился материал, но в Китае с тех пор шелк стал называться «Си». Молодую императрицу за ее открытие произвели в сан божества Китайской Империи.
Ткань натуральный шелккак в древние времена, так и сейчас изготавливается только при помощи лучших гусениц.
Вам это будет интересно Использование мериносовой шерсти крупного вязания для детских пледов
Важно! Самую дорогую нить дают гусеницы по имени Bombyx mori. Вид не встречается в природе, а выращивается только искусственным путем.
Вылупившиеся гусеницы долгое время поедают листья тутового дерева, например, шелковицы. За 2 недели они наедают массу и вырастают в 70 раз. Тело становится практически прозрачным, и гусеницы подыскивают место для выработки нити.
Тутовое дерево и шелкопряд
Переваренные листья превращаются в фиброин, накапливаемый белок – в серицин. Во рту гусениц находится прядильный орган, на выходе 2 нити фиброина склеиваются с помощью серицина. В итоге получается одна крепкая нить, которую гусеница использует для создания кокона, а из него создают натуральный шелк.
Описание производства
В настоящее время шелк выпускают во многих странах. Технология современного производства ткани практически не отличается от первоначальной, хотя часть процессов автоматизирована. Самого высокого качества шелк по-прежнему получают в Китае.
Технология производства долгая и кропотливая, требует постоянного к себе внимания.
Саму нить получают из кокона шелкопряда. Полный жизненный цикл яйцо-личинка-куколка бабочка занимает в среднем 60 дней. Хранят яйца (грены) в период покоя при температуре +2, +30. Яйца могут сохранять свою жизнеспособность в течение 2-х лет.
Для стимулирования оживления грены, постепенно увеличивают температуру в инкубаторе до 20-250. Червячки шелкопряда появляются на свет на 7-12 день, они очень маленькие, до 2 мм. Следующие 30 дней червячки постоянно и очень много едят, съедая листьев в 20 раз больше своего веса. Целые плантации шелковицы выращивают для прожорливых гусениц. Взрослая гусеница вырастает до 5-7 см, несколько раз линяя и сбрасывая старую шкурку. Размер гусеницы зависит от вида и условий содержания.
Тутовый шелкопряд гусеница
Фермы по выращиванию шелкопрядов обустраивают таким образом, чтобы гусеницы жили на специальных сетчатых поддонах, на которые выкладывают листья для питания. Важно следить за температурой и влажностью в помещении. Шелкопряды чувствительны к сквознякам, посторонним запахам и шуму.
Через 30 дней выкладывают на поддон коконники, на которых удобно завивать коконы. Подходящими материалами для коконника являются солома, прутики и ветки растений. На ветке взрослая гусеница начинает завивать кокон. Она вытягивает для этого из специального сосочка на нижней губе вязкую субстанцию, которая на воздухе мгновенно застывает в нить.
Одна гусеница формирует нить длиной до 1000 м.
2-3 дня занимает весь процесс коконизации. На следующем этапе, по окончании формирования кокона, проводят калибровку и отбор коконов. Лучшие экземпляры используют для продолжения рода, из них через 12-15 дней выйдет бабочка шелкопряда. Когда-то несколько тысяч лет назад эти бабочки летали.
Минусы шелковой ткани
Имеются также и недостатки:
- Цена. Натуральный шелк имеет высокую стоимость.
- Воздействие ультрафиолета. Длительное воздействие солнечных лучей портит ткань. Поэтому не следует приобретать пляжные комплекты из натурального шелка.
- Пятна от жидкости. При попадании капель воды, пота, дождя на поверхности шелковой ткани остаются разводы.
Осторожность при утюжке. Шелк не любит горячего воздействия. При длительном воздействие высоких температур, ткань теряет эластичность, становится хрупкой.
Где используют шелк
- Одежда. Основное направление использования натурального шелка – пошив одежды. Благоприятные свойства ткани, богатый внешний вид и приятные тактильные ощущения — идеальное сочетание для создания модной удобной одежды. Женская, детская, мужская одежда – платья, костюмы, рубашки; различные аксесуары – платки, косынки, галстуки, декор.
Для шелкового текстиля нет ничего невозможного в модельной индустрии.
- Домашний текстиль. Шелковые ткани хорошо драпируются, имеют презентабельный внешний вид. Поэтому его используют для украшения домашнего интерьера. Шелковые гардины, покрывала, постельное белье. Из плотных видов шелка делают чехлы для мебели, драпируют стены.
Шелковое постельное белье
- Медицина. Шелковые нити используют, как хирургический шовный материал. Идеальный материал для зашивания послеоперационных швов. Бактерицидная нить не рассасывается, но содержащаяся в ней аминокислота ускоряет регенерацию клеток, обеззараживает рану.
Шелковая нить в медицине
Описание и внешний вид
Букле легко узнаваемо по характерной шероховатой поверхности с выступающими узелками или петельками. Ткань достаточно рыхлая и, следовательно, мягкая, объёмная. От того, из какого сырья оно изготовлено, букле может быть достаточно плотным, предназначенным для пальто или осенних костюмов, лёгким и тонким для весенне-летнего сезона, уютным и трикотажным.
В своих плотных вариантах поверхность материала напоминает завитки каракуля. Неслучайно само название «букле» в переводе с французского означает «локон», «завиток», «колечко». Ткань может иметь монохромный окрас, а может быть многоцветной.
Где «родилась» эта ткань? Особенности изготовления
Родина букле — Франция. Именно там легендарная Шанель в середине XX столетия предложила своим клиенткам элегантные костюмы, юбки и жакеты из новой ткани. Максимально используя мягкость и пластичность, которые обеспечивало переплетение типа «рогожка» волокон разных оттенков, она создавала ансамбли нежных женственных оттенков, чёрно-белые варианты, использовала весёлые карамельные тона и самые смелые сочетания.
Кстати! В рядах поклонниц этого аристократического стиля незамедлительно оказались Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн и Софи Лорен. Отдаёт должное буклированным моделям и Хиллари Клинтон.
Начиная с 70-х годов на пике моды оказались пальто из букле. Карл Лагерфельд подхватил инициативу великой француженки и сделал букле лицом своего бренда.
Изюминка ткани – её шероховатость и выпуклость, которая возникает в результате особой технологии изготовления. При плетении полотна используется креповая или фасонная пряжа. При этом нити утка, а иногда и основы, тоже имеют крупные узелки или утолщения по всей длине. Именно они при переплетении создают эффект бугорков на мягкой и рыхлой поверхности.
Более плотное букле, предназначенное для верхней одежды и пиджаков, получается в результате узорного плетения из разноцветных нитей. При этом на ткани возникает рисунок. Самым популярным является знаменитая «гусиная лапка», часто встречается меланжевый или клетчатый вариант.
Тянется или нет?
Буклированные ткани, особенно выполненные из шерстяных нитей с добавлением синтетики, — достаточно пластичный материал. За счёт своей рыхлости он обладает свойством растяжения. Конечно, букле нельзя сравнить с трикотажной или стрейчевой тканью, но и чувствовать себя в пиджаке из этой ткани, как в картонной коробке, не придётся.
Состав и свойства букле
Изначально буклированная ткань была шерстяной. Её отличают лёгкость, мягкость и, несмотря на рыхлость, высокие теплосберегающие свойства. Сегодня мягкая ткань с неровным рельефом может быть изготовлена из различных натуральных волокон: хлопок, шерсть, шёлк.
Естественно, исходный материал определяет предназначение ткани букле. Облегчённые варианты из шёлка, вискозы или хлопка — прекрасное решение для весенне-летнего гардероба. Добавление синтетических волокон значительно повышает прочность и износостойкость ткани. Здесь безусловное лидерство принадлежит полиэстеру, который делает буклированный материал незаменимым для мебельной обивки, портьер, пледов, накидок и т. д.
И наконец, буклированная пряжа позволяет получить мягкое пушистое изделие, радующее взгляд и обеспечивающее максимальный комфорт.
Преимущества и недостатки
Как и у любой другой ткани, присутствуют и те и другие. Но первых несоизмеримо больше. Специалисты делают акцент на таких преимуществах букле:
- Лёгкость. Объёмный вид буклированных изделий обманчив. Ткань действительно лёгкая и комфортная.
- Мягкость. Изделия из этого материала гарантируют приятные тактильные ощущения, в них не возникает ощущения колкости, жёсткости или раздражения.
- Эластичность, которая позволяет создавать модели облегающего силуэта, красиво подчёркивающего фигуру.
- Плательное букле хорошо драпируется, образуя красивые мягкие складки.
- Воздухопроницаемость одновременно с теплозащитными свойствами плотных вариантов.
- Устойчивость к сминаемости. Замечательное качество, позволяющее уверенно чувствовать себя в течение всего дня, особенно женщинам, вынужденным проводить за столом большую часть своего рабочего времени.
- Эстетичность. Изделия из букле выглядят одновременно классически элегантно и оригинально.
- Разнообразие цветовой палитры и рисунка.
- Неровный рельеф поверхности в определённой степени корректирует возможные погрешности, допущенные при шитье.
Что касается минусов, один из них доставляет существенное неудобство при пошиве изделия и абсолютно не мешает женщине, которая будет носить пальто или платье из букле. Это осыпаемость ткани при раскрое и пошиве. Поэтому специалисты рекомендуют сразу же обрабатывать края детали после окончания раскроя.
Обладательницам элегантных костюмов и платьев с рельефной поверхностью придётся очень аккуратно выбирать украшения, обратить внимание на браслеты, часы, наличие замков на сумке. Дело в том, что на этой ткани очень легко образуются затяжки, которые сразу же придают изделию неряшливый вид.
И ещё один фактор, который обязательно следует принимать во внимание: буклированная ткань может визуально увеличивать объём. Поэтому выбирая фасон модели, следует продумать, какие места необходимо акцентировать использованием букле, а где от этой ткани придётся отказаться.
Виды натурального шёлка
Современные производственные технологии позволяют изготавливать невообразимое количество видов натуральной шелковой ткани, отличающихся качеством сырья, видом плетения нитей в полотне, способом обработки и окрашивания, ценой.
Но изначально шелковую нить из тутового волокна можно получить только двух сортов:
- Малбери – самый качественный дорогой сорт шелка, получаемый на шелкопрядных фермах. Селекция и идеальные условия содержания позволяют получить тонкую ровную нить.
- Тусса – сорт шелка, получаемый от диких гусениц, которые живут в естественных условиях тутовых садов. Нить получается не такой ровной и тонкой, но основные характеристики сохраняются
Самые распространенные виды шелковых тканей
Атлас
Переводится дословно с арабского как «гладкий». Особый вид атласного переплетения нитей изобрели в Китае – основа перекрывает пять и более горизонтальных нитей утка. В результате такого плетения получается ткань гладкая блестящая с одной стороны и матовая шероховатая с другой.
Используют атлас при пошиве свадебных платьев, вечерних нарядов, смокингов, шарфов, галстуков, применяют для отделки обуви, пуантов, а также шьют постельное белье. Хорошо драпируется. Существуют сорта атласа: муаровые, узорчатые, гладкие, тяжелые и др.
Натуральный шелковый атлас — это ткань премиум-класса, дорогая, плотная, прочная, но вместе с тем деликатная, требует деликатного отношения
Шармез
Шелк схож с атласом: такая же глянцевая лицевая гладь и матовая изнаночная. Но шармез тоньше атласа и нежнее. Прекрасен в одежде, ткань буквально струится по телу, принимая формы фигуры.
Шелк Шармез
Шелк-сатин
Плотное глянцевое полотно получают из соединения хлопкового сатина и шелка. Ткань дешевле шелка, долговечнее. Из шелк-сатина шьют постельное белье, рубашки.
Популярность материала шелк сатин обусловлена его красивым и презентабельным внешним видом
Шифон
Очень тонкая, нежная, полупрозрачная ткань полотняного переплетения. Может иметь креповую скрутку, что влияет на плотность и прочность материи. Идеально подходит для пошива легких летних платьев, сарафанов, блузок, шарфов.
К разновидностям шифона относятся перламутровый перлшифон, атлас-шифон, креп-шифон, шифон-жаккард.
Ткань Перл шифон
Газ
Прозрачная легкая материя с особым переплетением нитей – две нити основы пересекаются с одной горизонтальной уточной. Слабое плетение позволяет быть материи такой воздушной.
Разновидности газа в зависимости от внешнего вида, методов переплетения нитей: рис, марабу, кристалл, иллюзион.
Шелковый ГАЗ используют при шитье бальных нарядов, в декоративной отделке свадебных, вечерних нарядов
Креп
Тонкая плотная шелковая ткань, изготовленная из нитей с высокой креповой круткой основы и слабо скрученных нитей утка. Поэтому имеет внешний вид со слегка фактурным рельефом.
Виды крепдешина: креп-шифон (прозрачное воздушное полотно), креп-сатин (гладкая поверхность), креп-жоржет (гофрированное блестящее полотно), крепдешин.
Плательный и костюмный вид материи.
Ткань креп шелк однотонный
Органза
Полупрозрачная воздушная в меру жесткая материя из туго скрученных шелковых нитей. Бывает матовой или с переливающимся эффектом, набивной или гладкокрашеной. Жатую органзу получают методом обработки прессом. Используют для шитья концертных платьев, декоративных украшений – цветов, бантов.
Также используют как гардинный текстиль для украшения окон.
Шелковая органза
Муслин
В переводе с фр. Mousseline — кисея. Тончайшая прозрачная ткань полотняного переплетения, изготовленная из туго скрученных шелковых нитей.
Из муслина шьют бальные платья, пеньюары, платки, косынки.
Шелковый муслин
Шелковая вуаль
Французское слово Voile в переводе: дымка, занавес. Гладкая полупрозрачная шелковая материя. Вуаль бывает набивная, крашеная, с вышивкой, кружевами. Используют в качестве украшения женских шляпок и причесок.
В отличии от органзы имеет мягкую структуру.
Легкая, невесомая материя используется как украшение для шляпок и женских причесок. Шикарно смотрится свадебная фата из шелковой вуали.
Шелковая вуаль
Тафта
Персидское слово Taffeta — в переводе сотканное, скрученное. Блестящая тонкая ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. Поэтому тафта имеет плотную жесткую структуру, мнется ломкими складками, хорошо сохраняет форму.
Используют для шитья верхней одежды, вечерних нарядов, нижних юбок, портьер.
Тафта бывает однотонной, набивной, гобеленовой, жатой, гладкой
Туаль
Ткань высокой плотности полотняного переплетения. Имеет легкий блеск, отлично держит форму. Используют в качестве подкладки при пошиве галстуков, платьев.
Шелковая Туаль
Чесуча (дикий шелк)
Удивительный материал с неоднородной фактурой, за счет того, что нити имеют разную толщину В производстве используют пряжу, полученную от дикого шелкопряда — тусса. Полотно прочное, мягкое, хорошо драпируется, но требует деликатного ухода. Используют при пошиве портьер, одежды.
Дикий шёлк Чесуча
Фуляр
Тонкая изящная материя. Из фуляра шьют легкие платки, шарфы, палантины. Пользуется популярностью у мастеров батика, краски ложатся на ткань идеально.
Шелк фуляр
Дюпон
Ткань очень плотная, жесткая, с легким глянцем. Индийский дюпон самый популярный материал. Используют для пошива штор, постельного белья, вечерней одежды.
Шелк Дюпон
Шелк эпонтаж (эпонж)
В переводе с французского eponge – губка. Ткань полотняного переплетения с шероховатой поверхностью однотонная или с геометрическим рисунком – клетка, полоска, меланж. Шьют женские и детские платья.
Шелковые текстильные волокна и ткани
Опаливанию подвергают ткани, выработанные из пряжи различных видов. В суровом виде поверхность этих тканей покрыта пушком выступающих концов волоконец, незакрученных при кручении пряжи. Если их не удалить, то после крашения или печатания ворсистая поверхность будет выглядеть изношенной, а окраска покажется неровной. Кроме того, шероховатая поверхность скорее истирается в процессе эксплуатации.
Чтобы сделать поверхность ткани гладкой, удалить пушок и ворсинки и улучшить внешний вид тканей в готовом виде и их эксплуатационные показатели, перед проведением технологических операций в красильном производстве ткани пропускают через опаливающую машину. Тонкие волоконца и пушинки на поверхности ткани над пламенем горелок при определенных условиях полностью сгорают, тогда как сама ткань сохраняет неизмененными свою структуру и прочностные показатели. Скорость прохождения ткани, сшитой в непрерывную ленту, по системе направляющих роликов над пламенем газовых горелок (двух или четырех) — значительная, порядка 150—180 м/мин. Ткань по выходе из последней горелки должна иметь температуру не выше 150°С. В зависимости от характера материала опаливание осуществляется на лицевой или на лицевой и изнаночной сторонах.
Конструкция газоопаливающей машины обеспечивает подъем ворсинок в ткани перед вводом последней в пламя горелок и равномерность высоты пламени по всей ширине опаливаемой ткани. Чтобы устранить прилипание волоконец к поверхности ткани, в машине предусмотрено специальное устройство механического или электростатического действия, поднимающее их перед проходом в зону опаливания. Значительные трудности возникают при опаливании тканей, которые выработаны из пряжи, содержащей синтетические штапельные волокна (полиамидные или полиэфирные) как в чистом виде, так и в смеси с хлопковым или вискозным штапельным волокном. Дело в том, что синтетические волоконца, находящиеся на поверхности ткани, при опаливании не сгорают, а плавятся; кроме того, эти волоконца, будучи электростатически заряженными, прилипают к ткани. Для полного их сгорания необходима более высокая температура, которая может оказать вредное воздействие на самую ткань. По имеющимся данным, для полного сжигания полиэфирного волокна необходима температура около 485°С. Оплавившиеся комочки волоконец не устраняют шероховатости поверхности ткани, они даже являются причиной образования в процессе эксплуатации ткани ворсистой поверхности (с пиллингом).
Согласно литературным данным, наличие на ткани даже небольших количеств некоторых солей — таких, как карбонат калия (поташ)—способствует быстрому сгоранию полиэфирных волоконец при сравнительно невысокой температуре, в условиях обычного опаливания. При соответствующей автоматической регулировке состава горючей смеси, подаваемой в горелку (соотношение газа и воздуха 1:5), и давлении газа и воздуха во время прохождения ткани в верхней трети язычка окислительного пламени может быть достигнут требуемый эффект опаливания, когда волоконца будут полностью сгорать, а не плавиться.
Новейшие газоопаливающие машины с горелками специальной конструкции и автоматической регулировкой параметров подачи газовой смеси обеспечивают высокий эффект опаливания тканей из полиэфирной штапельной пряжи в чистом виде и в смеси с другими волокнами.
Дефектами, возникающими при опаливании тканей, являются:
неравномерность опаливания, которая проявляется в виде участков ткани с различной степенью ворсистости поверхности. Этот дефект может появиться при неравномерной высоте и интенсивности пламени горелки по ширине ткани;прожоги — подпаленные участки (из-за местного перегрева); пожелтение поверхности ткани как результат ее общего перегрева. Причина перегрева — нарушение процесса опаливания.
Тиснение креповых тканей
Тиснению подвергают креповые ткани из вискозных комплексных нитей пологой крутки в основе и вискозных нитей высокой крутки в утке.
Как известно, сырьем для изготовления креповых тканей являются нити с высокой круткой в одной или обеих системах ткани; эти нити во время мокрых операций дают высокую усадку, благодаря чему и образуется зернистая поверхность. В зависимости от величины крутки и необходимых других характеристик ткани (плотности, толщины нитей и др.) зерна могут быть разной величины, но их равномерность, четкость их формы определяют качество креповой ткани. Для достижения высокого качества креповых тканей из вискозного волокна, учитывая его свойства, его способность к деформации, эти ткани в суровом виде подвергают тиснению на специальном оборудовании — креповом каландре. Указанная обработка способствует, упорядочению крепового эффекта, получению крепа с определенной и четкой формой зерна.
Заключается обработка в пропуске ткани между двух валов, один из которых — верхний, стальной — обогреваемый, с выгравированным на поверхности специальным рисунком, а нижний — неметаллический, эластичный. Стальной вал прижимает ткань к эластичному валу и деформирует ее в соответствии с рисунком.
В зависимости от выгравированного рисунка на ткани могут быть достигнуты различные эффекты.
При последующих мокрых обработках усадка волокон в ткани будет происходить лишь на тех участках, которые претерпели деформацию на каландре, т. е. в определенном заданном направлении; в результате поверхность ткани приобретает определенный зернистый характер с четкой формой зерна.
К дефектам, которые могут возникнуть при тиснении креповых тканей из вискозного волокна, следует отнести: заметное снижение прочности суровой ткани вследствие излишне высокого давления при тиснении;неравномерность тиснения и, как следствие, разные величина и четкость зерен крепа, причиной чего является неравномерность крутки сырья, заложенного в ткань. При заниженной крутке креповой вискозной нити, даже при обработке на каландре, креповый эффект в ткани проявляется очень слабо, так называемые просечки — наиболее опасный неисправимый дефект тиснения. Он представляет собой механические повреждения ткани на небольших участках с полным разрушением нитей. Причиной образования этого дефекта может быть неправильно подобранное соотношение диаметров металлического и эластичного валов. Правильным следует считать соотношение 1 :2. При плохой обкатке эластичного вала, когда на его поверхности не в полной мере вытеснен рисунок гравированного вала, также могут возникнуть просечки на тисненой ткани.
Стрижка тканей
Операция стрижки целесообразна для гладьевых тканей, направляемых в крашение и печатание, при наличии на суровых тканях неудаленных концов нитей, а также для ворсовых тканей (с целью выравнивания высоты ворсового покрова) перед мокрыми операциями и в заключительных отделочных операциях.
Для стрижки гладьевых тканей применяют стригально-чистильные машины. Для выравнивания высоты ворса в ворсовых тканях используют стригальные машины, в которых ткань проходит однократно или многократно под режущим механизмом, установленным на заданную высоту ворсового покрова.
- Назад
- Вперёд
Как отличить натуральный шелк от подделки
Опытный покупатель легко отличит натуральную шелковую материю от искусственной. Для новичков есть несколько способов, при помощи которых можно безошибочно определить настоящую шелковую ткань:
- Материал из натурального шелка имеет естественный, приглушенный блеск. При разном освещении меняет оттенок, переливается. Искусственный шелк имеет тусклый блеск и оттенок не меняет.
- При соприкосновении с телом натуральный шелк моментально приобретает температуру тела.
- Натуральный шелк имеет приятные тактильные ощущения. Он мягкий, нежный, легко плывет на руках, словно стекая. Искусстенный холоднее и жестче.
- Хорошо впитывает воду.
- При сминании материя постепенно расправляется, не оставляя заломов.
Атлас
Атлас — блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.
Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.
Способ определить подлинность натурального шелка
Отделить несколько ниточек от материала и поджечь их.
- Натуральное шелковое волокно горит медленно, без копоти и не образуя расплавленного шарика на конце. Пепел от горения легко рассыпается. При этом ощущается запах паленой шерсти.
- Синтетический материал горит быстро, с копотью, нить плавится с образованием мягкого темного шарика на конце нити, который под воздействием воздуха быстро твердеет. Пахнет расплавленным пластиком.
- Вискоза горит быстро с запахом бумаги, оставляя за собой рассыпчатый пепел. Вискозу также как и бумагу производят из одного волокна – целлюлозы.
Как определить вид ткани?
В тех случаях, когда на изделии отсутствует бирка с указанием из какого материала состоит волокно, можно попытаться определить тип ткани самостоятельно — по внешнему виду изделия, его сминаемости, а также сделав пробу на характер горения.
- Хлопчатобумажная ткань На вид рыхлая, с торчащими извитыми волокнами. Наблюдается значительное потемнение материала при смачивании растительным маслом. При горении пламя ровное и быстрое, имеет запах жжёной бумаги.
- Льняная ткань Плотнее хлопчатобумажной, имеет гладкие и длинные волокна. После смачивания растительным маслом становится прозрачной. При горении те же свойства, что и у хлопка.
- Шерстяная ткань Шероховатая на ощупь, волокна имеет упругие. Горит плохо, образуя слипшийся шарик.
- Шелковая ткань Волокно имеет гладкое и блестящее. На горение реагирует так же, как и шерсть.
- Визкоза Гладкая и блестящая. Свойства при горении имеет такие же как и у х\б ткани.
- Лавсан Внешне очень похож на шерсть, не смачивается водой. Горит без запаха, плавится в твёрдый шарик.
- Капрон По фактуре точно такой же, как и шёлк. При горении начинает плавится в мягкий шарик.
Уход за изделием из шелка
Чтобы вещь служила дольго не теряя своих качеств, необходимо соблюдать определенные правила ухода за изделием. На маркировке товара указывают способы стирки, утюжки, отношение к стиральной машине и хим.чистке.
Но общие правила ухода за изделием из натуральной шелковой ткани заключаются в следующем:
Использовать ручную стирку, изделие не тереть, не скручивать
- в стиральной машине только в режиме бережной стирки;
- температура воды для стирки и полоскания не выше 350. Под действием высоких температур белковая составляющая нити разрушается;
- использовать моющие средства только для деликатных тканей. От кондиционеров для белья лучше отказаться;
- при полоскании добавить столовый уксус для снижения щелочной среды, 100 гр 9% уксуса на 10 л воды;
- отжим щадящий: изделие не скручивать и не использовать барабан стиральной машинки для отжима;
- при высушивании исключить солнечные лучи. Сушить в расправленном виде;
- гладить с изнаночной стороны осторожно утюгом при температуре не выше 400.
Беречь деликатное изделие из шелка от попадания дезодорантов, духов, лаков для волос и др. химических веществ.
Несмотря на высокую стоимость, одежда из натурального шелкового материала очень популярна и престижна.
Шелкопряд для человека такое же полезное насекомое, как и пчела. Шелковичное производство всегда было выгодным вложением капитала.
Вопрос и ответ
Любой дизайнер, швея и рядовой покупатель согласятся, что внешний вид готового изделия и то, как оно проявит себя в носке имеет огромную зависимость от типа ткани. Таким образом, правильный выбор материала становится залогом успеха конечного изделия.
Классификации ткани выделяют в зависимости от:
- способа переплетения;
- состава материала;
- назначения;
- и по наличию отделки.
Исходя из того, какие волокна использовали при производстве, ткани бывают:
- натуральными;
- искусственными;
- смешанными.
Искусственные в своём составе имеют химические волокна (полимерные нити), природные вещества органического (белок или целлюлоза) или неорганического происхождения (люрекс, вискоза, стекло, ацетат, металл). Натуральные же могут содержать волокна растительного (лён, конопля, хлопок), животного (шерсть или шёлк) и минерального происхождения. Смешанный типы ткани, как правило, содержат волокна обеих групп.
По цветовой характеристике ткани разделяют на:
- однотонные;
- многоцветные (в эту группу включают пестротканые, меланжевые, мулированные и набивные ткани).
От способа переплетения зависят фактурные особенности материала: наличие блеска, гладкость поверхности, ворсистость, а так же плотность и способность к растяжению. Все виды натуральных тканей имеют хорошую способность к впитыванию влаги и пропусканию воздуха.