Круглосуточно
whatsapp telegram vkontakte email

Зачем индийские девушки носят сари и насколько это удобно

Индия славится своей культурой и непоколебимой верностью традициям, одним из главных атрибутов которых является национальная одежда. От региона к региону меняется фасон нарядов, а узор и цвет ткани может рассказать о принадлежности к касте, социальном статусе, местности и характере. Несмотря на свое разнообразие, индийская одежда придерживается общего стиля – все наряды пестрят яркими красками и замысловатой драпировкой. Даже влияние запада не смогло пошатнуть самобытность Индии, а сами заграничные модельеры, вдохновляясь индийским колоритом, создают роскошные костюмы и платья.

Традиционная одежда и ее значение

С первым упоминанием индийской цивилизации в литературных источниках того времени связаны и упоминания о традиционном национальном костюме «дхоти», который тогда еще не имел половой принадлежности. Немного позже появился прототип сари, о котором свидетельствуют скульптуры богинь, облаченные в драпированную ткань.

Однако некоторые историки утверждают, что ношение всевозможных платьев и юбок было навязано англичанами во время колонизации Индии. Считалось, что до этого женщины ходили с голой грудью. У самих индусов есть легенда, датируемая 5 тысячелетием до нашей эры, связанная именно с таким вариантом одежды, как сари. Когда-то правитель древней Индии проиграл свою супругу в кости, но победитель не смог овладеть ею из-за бесконечно длинной ткани, обернутой вокруг тела женщины. Умело задрапированные полоски шелка помогли царице сохранить честь. С тех пор сари считается символом нравственности и целомудрия.

Индийская одежда для женщин не только подчеркивает их женственность, скрывает недостатки фигуры, но и имеет практичный характер. Издревле индусы предпочитали шить одежду из натуральных, легких тканей, комфортных для тропического климата Индии. Ткань имела важное социальное значение. Представители высших сословий носили исключительно шелковые или льняные одеяния, тогда как слуги и купцы могли позволить себе только хлопчатобумажные изделия. Сегодня люди уже не так яро отстаивают свои традиции, но тем не менее, в одежде сохранился индийский стиль, особенно по праздникам индусы стараются одеваться максимально традиционно. А теперь рассмотрим самые популярные варианты традиционной одежды Индии.

Женская

  • Сари – это цельный отрезок ткани длиною в 9 метров и шириною до 1 метра. Куском ткани девушки обматывают талию, а ее край закидывают за плечо. Эту часть стараются богато украсить, так как она находится на первом плане. Для повседневной жизни выбирают однотонный цвет, но края расшивают золотыми нитями, пайетками или блестками;
  • Гагра-чоли – это длинная юбка с коротким топом или лифом без рукавов, плотно обтягивающим грудь, а вот юбка напротив должна быть свободной и полностью скрывать ноги. Они шьются из тонкой ткани, так как поверх них, как правило, девушки надевают сари;
  • Шальвар-камиз, или панджаби – так называются костюмы из шаровар, свободных на бедрах и зауженных к низу, а также туники с разрезами по бокам, начинающимися от талии. Костюм дополняет длинный шелковый шарф – дупатту, который используют как вуаль. Стоит отметить, что этот аксессуар стал очень популярным среди европейцев.

Конечно, в индийской женской одежде есть масса разнообразных нарядов, характерных для разных регионов. Так, чуридар-курта – это вариация шальвар-камиз, единственное отличие которого заключается в длине туники. А мундум-нерьятхум и мекхела-чадор – это формы известного нам сари, только с прикрытым животом. Существует более десятка разновидностей обвязывания ткани вокруг тела, каждое из которых имеет свое название.

Для девочек также имеется свой вид одежды, который называется патту-павадай. Платье собой представляет полусари конусообразной формы.

Мужская

  • Дхоти – вариант индийской одежды для мужчин, который представляет собой широкие штаны из ткани отрезком в 5 метров. Два конца ткани обвязывают вокруг бедер мужчины и завязывают в узел по центру. Затем одним концом обматывают левую ногу и закрепляют на поясе за спиной, а второй конец закладывается за пояс спереди. Несмотря на неудобство в процессе надевания, мужчинам и мальчикам очень комфортно носить дхоти в домашней обстановке;
  • Курта является дополнением к дхоти, это длинная рубаха до колен с вырезом на груди. Их также украшают разноцветными нитями, вышивкой и драгоценностями;
  • Шервани – это своеобразное пальто или сюртук ниже колен с застежками на передней его части по всей длине. Его обычно надевают вместе с шальварами (шароварами) или с чуридарами (зауженными штанами). Шервани считается праздничной национальной индийской одеждой.

Расцветка мужских костюмов имеет также большое значение. Например, в черном шервани могут появляться только чиновники и высшие сословия, а белые надевают на особенные торжественные мероприятия.

Особенности и концепция

Традиционный индийский стиль в одежде всегда узнаваем. Особенная концепция магии, ярких красок и комфорта издавна была обусловлена традициями народа с богатой событиями историей. Особенности, которыми наделен индийский стиль, следующие:

  • Легкие, струящиеся летящие ткани.
  • Многослойность.
  • Закрытость нарядов.
  • Яркие краски, народные мотивы и необычные принты.
  • Простой элегантный крой.

Особенно важно дополнить индийский стиль аксессуарами. Костюм, платья, туники или сарафаны щедро декорированы, что и выделяет в особую касту индийскую стилистику.

Одежда в стиле волшебной и сказочной Индии всегда очаровательна, самобытна, пронизана духом яркой изысканности. Современный образ индийской стилистики несколько европеизирован и немного отличается от той сказочной одежды жителей Древней Индии. Неизменно одно: все без исключения платья, костюм, индийские юбки, туники или сарафаны обязательно очаровательны в своей элегантной скромности.


Современная индийская одежда выглядит все так же ярко и колоритно

Головные уборы

Женщины не носили головные уборы, а предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты либо надевали декоративные обручи. А вот для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных видов:

  • датар;
  • пхета;
  • ганди;
  • май-сур-пета;
  • раджастхани-пагари.

Для индусов считалось очень важным защищать свои волосы от сглаза, так как они олицетворяли их мужество. По виду тюрбана можно было судить к какой касте или штату относится этот человек. В наше же время их надевают только по случаю особенного мероприятия, так, выпускникам университетов вместо привычной нам четырехугольной шапочки «бонет» вручают майсур-пету.

Мужская одежда — дхоти

У мужчин тоже есть своя традиционная несшитая одежда — дхоти. Это прямоугольная полоса ткани 2—5 метров, которая особым образом оборачивается вокруг бедер и собирается в складки. На верхнюю часть тела мужчины обычно набрасывают чадар — кусок ткани (обычной хлопковой или побогаче — из шерсти, иногда с выбитым рисунком). В надетом виде дхоти напоминает, чтобы нам было понятно, шаровары.

По цвету дхоти можно определить положение мужчины: женат он или ведет отреченный образ жизни. Женатые обычно носят белые или цветные дхоти, иногда украшенные по краю орнаментов. А монахи — дхоти оранжевого цвета.

Длина дхоти тоже помогает понять, к какому социальному слою принадлежит человек: короткие дхоти обычно носят люди, занимающиеся физическим трудом, они более удобны для работы, а длинные — представители более высокого класса.

Ткани и цвет

Расцветка ткани играет большое значение в национальной индийской одежде. В жаркое время года женщины носят одежду холодных оттенков, в дождливые дни предпочитают теплый цвет, а с наступлением ночи облачаются в яркие цвета. Каждый цвет имеет свой смысл.

  • красное сари с золотой росписью выбирают для невесты, так как он символизирует счастье в семейной жизни;
  • белый цвет считается траурным. его носят вдовы, не имея права надевать серьги и браслеты после смерти мужа. Но это не значит, что остальным нельзя надевать белое сари – главное, чтобы оно не было однотонным, на нем должна присутствовать вышивка;
  • зеленый цвет символизирует спокойствие и подходит для повседневной жизни;
  • желтый цвет носит женщина после родов несколько дней, так он считается священным, означает очищение и приносит благо;
  • розовый – цвет юности и скромности;
  • оранжевый цвет в случае с мужчинами символизирует аскетизм, а с женщинами – хранение тепла и домашнего очага;
  • синий цвет является символом бедности, его носят представители низших каст;
  • черный цвет означает смерть, его не надевают на детей, во время торжеств и значимых событий.

Современная одежда в индийском стиле

Коренные жители редко носят традиционную национальную одежду в обыденной жизни. Сегодня чаще используются вещи, сходные с европейскими моделями или народные костюмы, модернизированные под западные стандарты.

Вместо сари женщины надевают длинные платья и юбки из тонких воздушных тканей. Богатая вышивка, роспись и прочий декор создают тонкие акценты, подчеркивая романтичность и непосредственность образа. Короткий топ-чоли прекрасно подходит для повседневного образа, дополняя брюки или удлиненную юбку.

Украшения

Каждая деталь в облике жителя Индии может охарактеризовать его, и индийские украшения не стали исключением. Какие-то браслеты передают настроение или оберегают девушку, другие же предназначены для богов, их надевают во время посещения храмов. Каждая девушка к свадьбе получает набор из 16 украшений, которые символизируют лунные циклы – они надеваются на щиколотки, живот, голову, руки, шею, предплечья и даже в нос. Богатые семьи могли себе позволить драгоценные камни и жемчуг, а представители низших сословий довольствовались деревянными и каменными украшениями. Кроме аксессуаров для тела, есть еще ряд убранств для полноценного образа индийской женщины:

  • «аджна» – так назывались тени для глаз, тушь и подводка, которые сейчас продаются в ювелирных магазинах;
  • «мехенди» – это роспись тела хной, известный народный обряд в Индии для девушек перед замужеством;
  • «бинди» – пресловутая красная точка на лбу, открывающая по поверьям индусов третий глаз – путь в подсознание;
  • «синдур» – красная линия на проборе, означает, что отныне девушка принадлежит семье своего мужа.

Индия – одна из немногих стран, которая до сих пор придерживается традиций не только в образе жизни, но и в одежде. Да и как можно отказаться от таких сказочных платьев удобного кроя и ярких украшений. Конечно, современная индианка все больше перенимает наряды из культур других народностей, но и национальные особенности продолжают прослеживаться в их одежде.

Индийский национальный костюм

на мужчине: вышитая рубаха, кафтан и шаровары, шелковый шарф и чалма

на женщине: сари, чоли, пояс, украшенный шалью

Костюм царя

Индийские цари принадлежали к касте кшатриев и необычайно почитались и обожествлялись. Их костюм состоял из золотого шелкового одеяния, тюрбана с диадемой, украшенного драгоценными камнями, цветных башмаков, золотого скипетра. Особые придворные носили за царем опахало из буйволовых хвостов, желтый зонтик, лук и меч. Все эти предметы являлись знаками царского достоинства.

Костюм воинов

Кшатрии, которые находились на службе царя, получали от него жалованье, и им принадлежала вся военная добыча, кроме золота и серебра, которые по закону являлись долей царя. Древние индийские воины носили длинные рубашки с красной каймой, поверх которой надевали овчину. На голове у них были повязки в виде тюрбана. Сражались они без лат. Щиты у них были деревянные или кожаные с металлической обшивкой. У конных воинов были круглые щиты, у пеших — узкие, высотой в человеческий рост. У военачальников рубашки были темного цвета, с серебряными украшениями. Их костюм был гораздо богаче, чем одежда простых воинов. Оружие в Древней Индии изготовляли из железа и меди. Индийцы рано овладели искусством плавления стали, и стальные индийские мечи высоко ценились в западных странах. Индийское оружие богато украшалось золотом, серебром и драгоценными камнями. Главным оружием древних индийцев был лук, и они мастерски им владели. Кроме лука, их арсенал составляли копья, мечи и кинжалы, боевые секиры, тяжелые булавы и палицы. У индийских воинов существовали метательные снаряды, а бегущих врагов они ловили арканами. Наряду с конницей и пехотой в индийском войске были колесницы и боевые слоны. Именно на роскошной колеснице или на слоне в богатом убранстве выезжал на поле боя индийский царь. Войско сопровождали музыканты: трубачи, флейтисты, барабанщики. Впереди войска несли знамя.

Обувь

Обувались индийцы в сандалии и кожаные башмаки. Зажиточные люди носили башмаки из белой кожи на цветных каблуках. Бедняки носили обувь, сделанную из коры дерева или из камыша.

Прически и головные уборы

Мужчины носили длинные волосы и длинные бороды, которые окрашивали в белый, синий, зеленый, пурпурный цвета. Головной убор напоминал древнеперсидскую митру, повязки были в форме тюрбана. Замужние женщины заплетали косы, которые спускались вдоль спины. В косы они вплетали цветы, нитки жемчуга, ленты. Девушки носили на голове обручи, украшенные колокольчиками. Волосы они зачесывали наперед и связывали узлом на лбу.

Украшения

Индийцы всегда заботились об украшении своего тела. Они совершали частые омовения, умащали тело благовониями, пользовались косметическими средствами: красили ярко-красной краской ногти, ладони, пальцы на ногах, сурьмили брови. Индийские женщины белили лицо и шею, красили щеки, золотили губы, покрывали коричневой краской зубы. Как в древности, так и в более поздние времена индийцы украшали себя множеством драгоценностей: ожерельями, браслетами для рук и ног, серьгами, кольцами. Как писал Афанасий Никитин, у индийских женщин «на шеях жемчуг, много яхонтов, да на руках обручи да перстни златы». Украшения изготовлялись в основном из слоновой кости, из жемчуга, кораллов, драгоценных камней — бериллов, изумрудов, рубинов. Люди, принадлежавшие к высшим кастам, носили богатые ожерелья и серьги из дорогих камней, множество браслетов, украшавших руки от кисти до локтя. Украшения бедных людей делались из дерева, цветных камешков. Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян.

Фото

Туники

Туники в Индии могут представлять собой отдельный наряд или элемент костюма. Силуэт ее может быть приталенный или же широкий и свободный крой. Частым элементом, сочетающим декор туники и придающим комфорт в носке, являются боковые разрезы.


Туники в индийском стиле очень удобны в носке

Традиционные туники в стилистике Индии яркие, сочетающие смелый контраст, народные мотивы и изысканность. Комбинировать такой элемент гардероба можно не только со всевозможными брюками, но и юбками, создавая необычный восточный образ. Необыкновенные туники могут украшаться ручной вышивкой, расшиваться бисером, стеклярусом и бусинами. Необычно и самобытно дополнят модный образ национальные мотивы, необычные узоры и принты. Все зависит от художественного вкуса, ведь, как правило, индийский стиль в одежде тяготеет к декору и аксессуарам.

В нескольких словах индийскую стилистику в одежде описать сложно. Такой оригинальный костюм всегда украсит гардероб модницы и дополнит образ шармом, роскошью и изысканной женственностью. Восхитительные восточные мотивы в виде фантазийной вышивки, яркого и причудливого декора, а также экзотических индийских аксессуаров помогут создать образ сказочной, но стильной и современной принцессы.

Показ индийской одежды

Сари прекрасно и практично

Когда европейские туристки приезжают в Индию, они часто увозят на родину сари. Потому что женщина в этом национальном наряде весьма привлекательна — изгибы тела подчеркнуты, но при этом образ целомудренный. Любая фигура в сари становится женственной. А если материал красивый — с узорами ручной работы, с вышивкой и украшениями, то картина и вовсе, очень впечатляющая.

Сари - практичная одежда

В Индии мужья помогают выбирать сари своим женам — такова традиция. Мужчина играет в семье главенствующую роль и должен одобрить наряд. И даже у девушек из бедных семей всегда есть порядка десяти сари — повседневным и праздничных. Стоит одежда от 500 рупий до 15 тысяч и выше (индийская рупия примерно равна рублю).

Другие причуды индийских женщин

Но все же индийцы не спешат отрекаться от своих традиций. Здесь есть и другие ритуалы, которые вызывают интерес. К примеру, женщины носят браслеты на ногах с колокольчиками. При ходьбе прекрасную даму сопровождает тихая мелодия. Говорят, это вызывает греховные мысли даже у монахов.

Браслеты на ногах индийской девушки

Своим женам мужья наносят на пробор в волосах красный порошок и ставят точку во лбу — это признак того, что женщина не свободна. И так же, как и в мусульманском мире женщины одевают лучшие сари дома, а на улицах выходят в том, что попроще. Их основная цель — услаждать взгляд мужа.

Ссылка на основную публикацию
Похожее