Набивная ткань – имеет на поверхности декоративный цветной рисунок. Первоначально, до создания печатных машин, узоры наносились на текстильные полотна ручным штамповочным способом, при помощи рельефных форм. Основой для набивания узора может служить как натуральная, так и искусственная.
Сегодня набивная ткань популярна и востребована. Узоры наносятся промышленным методом и каждый дизайн разрабатывается индивидуально под стиль.
Что такое набивная ткань
Сегодня набивная ткань – это ткань из практически любой материи, на которую нанесен рисунок. Название это пришло от полотна, на которое набивали рисунок при помощи красок и досок. В самом начале узор или рисунок наносился на дощечки, а потом они прикладывались к полотну и простукивали до отпечатывания. Краска впитывалась и на текстиле оставался узор.
В наше время набивной рисунок на ткани – это рисунок, созданный механическим путем. Современную набивную ткань делают при помощи печатных машин. В качестве основы берут не только натуральные, но и синтетические и полусинтетические.
Важно! Красители, употребляемые сегодня, позволяют избежать негативных последствий и сохранить все свойства материала. При этом получаются очень качественные и насыщенные узоры разных форм. Это могут быть и обычные точки, и трехмерный узор.
При выборе набивного полотна следует учитывать качество краски и тип полотна и его переплетение, ведь каждый вид ткани требует разного ухода.
Набивное полотно и одежда из него
Технологии и ремесла |
Технологии по работе с тканями |
Технология нанесения объемного и набивного рисунка на ткань
Горячий способ нанесения объемного рисунка на ткань.
Для работы необходимы «обратное клише» (сокращенно ОК) (обратное клише можно изготовить по методу цинкографии), утюг с регулятором температуры, паста ПВХ.
Кончиком деревянной линейки берем пасту нужного цвета и замазываем рисунок на «обратное клише». Забив пастой весь рисунок, чистой деревянной линейкой снимаем излишки, а края «обратного клише» протираем тряпочкой.
Рис. 1
Если нам нужен рисунок в два цвета, то часть «обратного клише» замазываем пастой одного цвета, часть — другого цвета. При этом, когда будем линейкой снимать излишки, надо стараться, чтобы пасты разного цвета не смешивались. Для этого, как показано на рисунке, излишки пасты белого цвета снимаем в одну сторону (на рис. 2 обозначено стрелками), а у надписи красного цвета убираем излишки пасты в противоположную сторону. Края «обратного клише» протираем тряпочкой.
Рис. 2
Если все же на ткань перейдут «сопли», то при помощи зубной щетки их можно снять.
Для того, чтобы нанести рисунок на ткань, надо положить «обратное клише» на ткань пастой вниз, а сверху придавить утюгом, средняя температура — 150-180 °С. Держать утюг 20-25 секунд. После того как «обратное клише» остынет, аккуратно снять. Если какая-то часть рисунка плохо держится на ткани, надо подклеить клеем «Момент». Готовую пасту можно хранить в холодильнике до семи суток. В процессе работы, когда вы набьете руку, сможете делать пятицветные рисунки размером в диаметре до 30 см.
Если рисунок белого цвета наносить на темную ткань, то надо добавить к пасте очень много белил, примерно 8-9 г на 100 г пасты.
Холодный способ нанесения объемного рисунка на ткань.
В работе понадобятся «обратное клише», масляная краска, струбцины разных размеров и виксинт-компаунд К-18, марка «А» (в основном виксинт применяется на заводах авиационной промышленности). Почему он так интересует нас и что представляет из себя? Это густая паста цветом от прозрачного до белого, выдерживает температуру до 1000 °С, стойка к любой агрессивной среде, хорошо подкрашивается масляными красками. Поэтому все виды рисунков на основе виксинта отличаются высоким качеством даже по сравнению с рисунками на основе ПВХ. В комплекте с виксинтом идет катализатор, который выполняет роль отвердителя, благодаря ему виксинт затвердевает, то есть из жидкого состояния переходит в твердое.
Как нанести рисунок? Для этого в виксинт добавляем краску, тщательно перемешиваем и затем при помощи капельника вводим несколько капель катализатора, опять все тщательно перемешиваем и забиваем «обратное клише». Линейкой удаляем излишки, тряпочкой протираем края «обратного клише» (о бумагу, как в случае с ПВХ, зачищать нельзя), накладываем на ткань и прижимаем струбциной на краю стола.
Рис. 3
Затвердевание виксинта происходит за 5-10 минут, в зависимости от того, сколько добавили катализатора. Чем больше катализатора, тем быстрее затвердевает. При большом количестве может затвердеть и за минуту, при малом — за несколько часов. Точное количество установите экспериментально. Почему я не даю точной дозировки? Она может быть разной и зависит от того, каков катализатор — новый, старый, в каких условиях хранился.
При нанесении виксинт берется только на один рисунок, то есть столовой ложкой берем примерное количество, выливаем на стекло и добавляем обезмасленную краску (то есть краска из тюбика предварительно выдавливается на газету), перемешиваем и вводим катализатор.
После застывания аккуратно снимаем струбцину и «обратное клише». Если какая-то часть рисунка недостаточно хорошо держится, то подклеиваем клеем «Момент». Катализатор ядовит, поэтому при работе следует соблюдать меры предосторожности — открытые форточки, резиновые перчатки.
Рис. 4
Нанесение набивного рисунка на ткань
На цинковое клише накладываем кусок ткани, на него — такой же по размерам кусок тонкой полиэтиленовой пленки, а на все это — ткань или изделие, на которое наносим рисунок. Далее со стороны клише проглаживаем, сильно надавливая, утюгом, нагретым до 200 °С, если позволяет ткань, в течение 10-15 секунд. После охлаждения снимаем клише, если есть излишки, ножницами удаляем их с куска ткани и пленки. На изделии остается выпуклый рисунок, точно повторяющий клише.
Рис. 5
Подобным способом хорошо отделывать трикотажные хлопчатобумажные изделия разных цветов.
Только имейте в виду: полиэтиленовая пленка должна быть очень тонкой, иначе полиэтилен не расплавится и рисунок не получится.
Если изделие, на которое нанесли набивной рисунок, подвергнуть «варке», то и рисунок, и в целом все изделие от этого выиграют. Не только по внешнему виду, но и из практических соображений: изделия из «варенки» от частой стирки общий товарный вид не теряют.
Нанесение набивного рисунка в сочетании с «варкой» можно использовать при изготовлении сумок.
Рис. 6
Нанесение объемного рисунка герметиком
Это самый простой и доступный способ нанесения объемного рисунка. «Обратное клише» забиваем герметиком, излишки удаляем линейкой, причем очень тщательно. Накладываем на изделие и прижимаем струбциной. Минут через 25-30 убираем струбцину и аккуратно снимаем клише. Если нужен цветной рисунок, то тут же, пока герметик окончательно не затвердел, раскрашиваем поверхность рисунка подкрашенным скипидаром при помощи спички, на конец которой намотана вата.
Чтобы клише не деформировалось, на него желательно положить металлическую пластину и только затем прижать струбциной. Этот способ самый простой и доступный, так как герметик есть в розничной продаже, а вместо обратного клише можно использовать любую матрицу и необязательно из материала — например, вырезанную вручную на оргстекле.
Иногда герметик пристает к матрице, словно приклеенный. Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендую матрицу перед забивкой смазывать вазелином или чем-нибудь жирным.
Отделка изделий объемными рисунками
Наносить цветные рисунки на спортивные шапочки из шерстяного полотна выгодно и удобно только горячим способом. Так, два человека за 8-10 часов могут отделать до 500 шапочек рисунками в два — три цвета. В то же время холодным способом за это время можно нанести 150-200 рисунков.
Шелкографический метод уступает этому по качеству и внешнему виду.
При нанесении рисунков на шерстяные носки шелкографический метод также не пригоден. Причина — объемная фактура вязаных изделий из шерсти. В этом случае самый оптимальный вариант, — горячий способ.
Чтобы улучшить фасон майки, достаточно пришить к ней небольшую планку. Из-за отсутствия в магазинах трикотажного полотна целесообразно выкраивать планки из такой же майки. Одной майки достаточно для переделки десяти маек. Пуговицы носят чисто декоративный характер, поэтому нет необходимости делать петли, изготовление которых считается очень трудоемкой работой. Из двух-трех маек можно сшить платье или летний костюм, состоящий из майки и мини-юбки.
Рис. 7
Рис. 8
На шерстяные свитеры надо наносить очень маленькую надпись и рисунок, но шрифт должен быть толще.
На шарфы наносить также небольшие рисунки, причем если у вас есть возможность приобрести драп, то из него вы сами сможете нарезать шарфы и отделать рисунками.
На перчатки, насколько позволит размер, наносим большой многоцветный рисунок.
Рис. 9
Покупая в магазинах изделия, которые не пользуются большим спросом, изменяя фасон, дополняя новыми деталями и удачными рисунками, вы придадите им товарный вид, благодаря которому они не залежатся на прилавках и найдут своего покупателя. Зная, какие безвкусные, устаревшие фасоны выпускает наша промышленность, вы на много лет будете обеспечены прибыльной работой.
Статья составлена по публикациям Р. Гильмуханова Автор-составитель. Патлах В.В. 1996 г.
» » .. 1993-2007 .
История
Как уже было сказано, история набивной ткани берет начало в Индии. С древних времен она используется для изготовления постельного белья. Благодаря ярким и нестандартным краскам этой страны появились бязевые ткани, получившие распространение во всем мире.
Европа и Средние века
После Индии технологии перекочевали в Египет, где набивкой стали украшать ткани из хлопка. Произошло это только в 15 веке. Европа же узнала этот метод только в 17 веке и только после завоза тканей с востока. Они быстро обрели популярность и пользовались спросом, вытеснив материалы одного цвета.
Важно! Помимо постельного белья, набивной текстиль стал использоваться для обивки мебели, украшения интерьера и пошива оригинальной и качественной одежды для богатых людей.
Вам это будет интересно Что такое замша, описание натурального материала и его состав
Сегодня набивная ткань доступна каждому и продается практически в любом магазине текстиля.
Трафарет и хлопковое полотно
Новое время
Основная часть набивной ткани в новое время производилась в Германии. Связано это с тем, что производимые и импортируемые ткани из Италии были очень дорогими. Именно поэтому немцы стали изготавливать свой текстиль, узоры на котором набивали с использованием драгоценных металлов, например, серебра и золота.
Более продвинутый способ набивки был изобретен в Швейцарии, где она производилась с помощью медных углубленных дощечек. Позднее был придуман цилиндрический вал для покраски ткани в различные узоры и цвета.
Распространение набивных тканей в России
Распространите набивного текстиля на территории России происходило параллельно с Европой. Единственное, что своих трафаретов и формочек для набивки не было и они завозились из Германии и Италии. Поначалу это были оттиски с изображением узоров и цветов, а потом начали производиться целые картины и библейские сюжеты.
Особую роль в этой отрасли текстильной промышленности сыграли монастыри, поскольку набивка стала чуть ли не сакральным ремеслом. Первые мануфактуры по набивке появились в России в 18 веке. Технология при этом практически не изменилась и использовались все те же методы, что и во времена кустарного производства в Средние века.
Происходило это вплоть до начала 20 века, когда начали образовываться крупные текстильные предприятия. Именно это во многом определило приверженность традициям при изготовлении русского печатного рисунка на ткани.
Традиционный русский узор
Уход
Байка из хлопчатобумажных нитей неприхотлива в уходе. Стирать ее можно вручную и в стиральной машине, следуя таким несложным правилам:
- не использовать высокую температуру – стирка должна быть при 40оС;
- режим рекомендуется выбирать для хлопка;
- при необходимости изделие можно отдать в химчистку;
- чтобы ворс не примялся, а поверхность не стала лоснящейся, гладить вещи можно только в сухом виде.
Изделия при грамотном уходе проживут десяток лет, не доставляя лишних хлопот владельцам.
Технология нанесения
Современные набивные ткани получают несколькими способами разрисовывания. Сейчас это делается с помощью машин, но умельцы могут наносить краску вручную, что является продолжительным и трудоемким процессом. Стоимость у такой продукции соответствующая. Остальные рассматриваемые методы требуют наличия специального оборудования.
Машинная печать
Одна из самых масштабных технологий, применяемых сегодня. Суть процесса заключается в том, что рисунок на полотне печатается с помощью машины, действия которой делают ее похожей на принтер. При окраске в один цвет используется один вал. Если цветов несколько или требуется сделать узор, то нужны многовальные автоматы.
Важно! Вал – это полный цилиндр из сплавов меди. На него наносится выгравированный узор, в дальнейшем используемый для припечатки изображения к полотну.
Красители наносятся на цилиндр несколькими способами:
- Прямым, когда краску на носят на белую или светлую ткань;
- Вытравным, при котором материал окрашивается гладко в один цвет, а нанесенный на вал состав пропечатывается на ткани, вытравливая первоначальный цвет и образуя двухцветный узор.
- Резервным, когда на материал в первую очередь наносят состав, не позволяющий покрасить его в некоторых местах. Повторение этой операции позволяет получать красивые многоцветные узоры и рисунки.
Вам это будет интересно Что такое натуральный велюр: описание и особенности применения для обуви
Машинная печать
Распыление
Еще его называют аэрографией. Способ покраски, заключающийся в распылении красящих средств на поверхность ткани через трафареты, заранее размещенные на ткани и образующие узоры. Эта технология не такая массовая, как первая, поскольку не всегда удобна:
- Струю красителя всегда нужно ориентировать в определенную область ткани;
- Нужно постоянно следить за равномерностью покраски;
- Часть красителя теряется в пустую из-за того, что распыляется по воздуху и попадает на трафареты.
Аэрография
Использование сетчатых шаблонов
Такой способ позволяет создать красивую фотофильмпечать через несколько стадий:
- В самом начале на ткань кладут рамку из металла с сеткой из полимерных материалов, на которую выкладывают синтетическую ткань с вырезанным узором;
- На все это наливают краситель и втирают его с помощью резиновых пластин – ракеля;
- Нанося несколько видов красок, процедуру повторяют, меняя трафарет.
Шаблоны для фотофильмпечапти
Полихроматический способ
Эта технология разработана и внедрена британскими умельцами и текстильщиками. Популярна она благодаря тому, что процесс покраски полностью автоматизирован. Ткань закрепляется в горизонтальном положении и движется по конвейеру. В это время на нее из сопел брызгается краска.
Важно! Самое главное, что состав красителя и интенсивность можно регулировать, как и направление подачи, получая большое количество разнообразных рисунков и узоров.
Полихроматический способ
Сублистатик
Последний метод представляет собой термопечать, при которой:
- На листы специальной бумаги наносится краска, которая при повышении температур может сублимироваться;
- Листы накладывают на влажный текстиль и прижимают прессом под температурой;
- Красящее средство постепенно пропитывает ткань и адсорбируется.
Сублистатик ткань
Виды набивных тканей
В связи с большим количеством технологий, краску можно нанести практически на любую ткань. Наиболее часто используют для текстиля, применяемого для штор, постельного белья, домашней одежды.
Атлас
Атлас характеризуется приятными тактильными ощущениями, набивной атлас еще и красивым внешним видом. Наиболее популярным его применением стал пошив вечерней одежды и эксклюзивное постельное белье. А все потому, что данный материал гигиеничен, не электризуется и не накапливает пыль за счет своей глянцевости. При бережном отношении атлас может сохранить свои свойства на протяжении длительного времени.
Вам это будет интересно Какую ткань используют для свадебного платья
Атлас
Бязь
Бязь применяется чаще всего для пошива постельного белья высокого качества со свойствами гигроскопичности, тактильной приятности и хорошей воздухопроницаемости. Такая хлопковая ткань является износостойкой и держит рисунок очень долго.
Бязь
Поплин
Более дешев, чем бязь, и похож на нее свойствами, но все же он менее долговечен и плотен, а также не отличается особой прочностью. Ткань очень широко применяется для изготовления постельного белья, одежды и домашнего текстиля. Из его свойств исходит то, что уход за ним должен быть более бережным.
Поплин
Сатин
Еще один материал, который набивают и используют для того, чтобы сшить постельное белье. Такое белье отличается плотностью, гладкостью и блеском. Новые методы нанесения красок позволяют набивать на сатин трехмерные узоры.
Сатин
Трикотаж
Набивной трикотаж по свойствам ничем не отличается от обычного. Он мягкий, гигиеничный, практичный, эластичный. Его приятные тактильные ощущения и прочность сделали его популярным материалом для создания мужской и женской, а также детской одежды, носков и чулок. Набивные же трикотажные ткани помимо этих свойств обладают еще и красивым внешним видом. Можно выделить штапель набивной, бифлекс, рибану, футер и т.д.
Трикотаж
Шифон
Набивной шифон применяется для пошива платьев, кофт и блузок и прочих легких изделий Более того, из него изготовляют легкие шарфы и шали. Основным его преимуществом станет то, что он дает телу дышать, а значит, идеально подходит в жаркое время года. Набойка делает его еще изысканнее и красивее, добавляя на его поверхность рисунки и трехмерные узоры.
Шифон
Шелк
Представляет собой натуральный или синтетический шелк с нанесенными узорами или рисунками. В отличии от стандартного одноцветного материала, набивной шелк обладает не только качественными, но и декоративными характеристиками, и является одной из популярнейших тканей среди дизайнеров моды. Внешне такой шелк похож на штапель
Шелк
Таким образом традиции набивки на ткани, зародившиеся в древности, активно используются и по сей день. Помимо этих тканей набивается еще и рогожка, бифлекс, штаперь и другие материалы. Современные технологи шагнули далеко вперед и немного отошли от первых способов изготовления такого рода материалов, но для людей это пошло на пользу, ведь появилось множество способов сделать красивые узоры на текстиле, используя его для постельного белья и одежды.
Особенности тканей
Полотно и ламели для жалюзи делают из тканных и нетканых материалов, натурального либо синтетического происхождения. Это может быть шелк, хлопок в разной обработке, лен, жаккард, набивные и фактурные полотна, в состав ткани могут входить добавки из полиэстера, алюминиевая и серебряная нити, целлюлоза и т.д. В такой модели как День-ночь используется сразу 2 вида материалов: прозрачный и плотный, которые чередуются между собой. По существу, жалюзи можно сделать из любого вида ткани, даже сшить из ситцевого отреза своими руками.
От состава ткани зависят эксплуатационные характеристики жалюзи. Конечно, материалы с добавлением синтетики более износоустойчивы, чем занавесы из натуральных тканей, но последние выигрывают в экологичности. Надо отметить, что жалюзи из современных тканей с добавлением различных волокон и нитей не уступают по прочности и практичности пластиковым моделям, но при этом зачастую выигрывают в эстетичности.
В мультифактурных вертикальных жалюзи комбинируются тканевые и пластиковые ламели, поэтому этот вид занавесов вобрал в себя все самое лучшее от обоих материалов. Никакие другие виды жалюзи не могут сравниться с разнообразием дизайна мультифактурных изделий. Например, если рулонные и римские шторы могут похвастать разнообразием расцветок, то мультифактурные жалюзи не уступают им в декоре. А кроме того, они могут быть еще и многослойные, с ламбрекеном, различными фигурно обрезанными краями, украшенными посеребренными либо позолоченными наконечниками.
Все промышленные изделия проходят многофункциональную обработку, благодаря этому обладают влагостойким, антистатичным и пылеотталкивающим эффектами, они не выгорают от постоянных солнечных лучей и не собирают на себя пыль. Тканевые жалюзи легко моются и чистятся, при необходимости их можно постирать, они не боятся обработки дезинфицирующими растворами, поэтому их использование оправдано в помещениях с повешенными санитарными требованиями. Но от частого мытья и стирки защитный слой изнашивается, это необходимо учитывать при эксплуатации.
Светопропускные способности
Говоря о жалюзи из ткани, нельзя рассмотреть вопрос только с точки зрения эстетики или практичности. Очень важно понимать, что это, прежде всего, светорассеивающий продукт, и наравне с дизайном необходимо рассматривать его функциональные характеристики, которые напрямую зависят от состава ткани. При выборе штор на окна поможет маркировка на изделиях:
- Uni –универсальный вид полотна с рассеивающим эффектом.
- Black-out — шторы со светонепроницаемой основой.
- Dim – материал с затемняющим эффектом, задерживает свет на 80%.
- Pearl относительно новый вид рассеивающего полотна, на нем специальное жемчужное напыление, дающее красивый переливчатый эффект.
- Silver-out — шторы со светонепроницаемой основой с особым серебряным покрытием, которое повышает износоустойчивость ткани, материал не деформируется и отталкивает пыль лучше аналогов, поэтому очень актуально, если в доме есть аллергики. Данный материал обладает энерго- и термосберегающими эффектами, что помогает сохранять нужный микроклимат в помещении, а также экономить на отоплении и кондиционировании пространства.
Понятно, что состав ткани выбирается исходя из особенностей помещения и специфики пространства. Так, в спальню лучше выбрать шторы с эффектом блэкаут или сильвераут, а в зал можно подобрать занавесы из легкой светорассеивающей ткани.
Но не следует сбрасывать со счетов расположение окон относительно сторон света. Если комната солнечная, то все-таки более практично повесить тканевые жалюзи из плотного материала, чтобы защитить мебель и текстиль от выгорания, а себя от жары и излишней активности солнечного излучения. Если помещение темное, то рекомендуется выбрать на окна жалюзи из полупрозрачной ткани, чтобы максимально допустить солнечный свет в комнату, но при этом уберечься от УФ-лучей.