История и особенности
Вид украинского народного костюма отражает менталитет страны. Свободолюбивые люди, которые не могли примириться с установленными правилами и хотели жить обособленно, выработали свой уникальный стиль. Конечно, создавать велосипед люди не стали. Они воспользовались знаниями и умениями тех, кто жил в Киевской Руси. Но в отличие от своих соседей, украинцы сделали костюм более свободным и ярким. А также украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, отличается многослойностью и комплексностью. То есть одна часть наряда дополняет другую. Например, нижняя рубашка женщин выглядывает из-под юбки, что создает диссонанс плотности материала. Этот прием смотрится интересно и нетривиально. История украинского народного костюма берет свое начало во времена скифов. Но свой уникальный и неповторимый стиль люди выработали в XVI в. Стиль со временем видоизменялся. Большое влияние на моду оказали козаки. Эти беглые крестьяне хотели отличаться от земледельцев, они создали свой колоритный наряд, который дал моде новый виток. К XIX в. украинцы переходят к стилю горожан, и повсеместно мода меняется. Большое влияние на вкус людей имеют заграничные модельеры. Собственно, такая ситуация в стране сохраняется и по сей день.
Украинский национальный костюм
Любой народный костюм воплощает собой самосознание нации, ее эстетический идеал, стремления и ценности. Этот феномен складывается на протяжении столетий, и трудно переоценить его историческое и художественное значение. В этом плане украинский национальный костюм – явление многогранное. Он воплощает собой славянскую душу, восточную любовь к ярким цветам и в то же время западную нотку утонченной элегантности.
Украинский национальный костюм ведет свою историю с древнейших времен, когда у славянских племен из приднепровья (на тот момент еще не объединившихся в Киевскую Русь) появился такой предмет одежды, как рубаха-вышиванка, которую носили без какой-либо верхней одежды. Становление же костюма непрерывно продолжалось вплоть до 19 века, при этом оно тесным образом переплеталось с иными культурными традициями.
Именно культура древних славян стала колыбелью для украинского, равно как и для русского, белорусского стиля в одежде. Недаром эти народности имеют так много общего как в истории, так и в национальной одежде. Украинский костюм многолик, в каждом регионе страны (Полесье, Приднепровье, Карпаты, и др.) он имеет свои характерные особенности. Это связано, в том числе, с тем, что Украина граничит с Молдовой, Польшей и отразила в одежде черты соседствующих народов.
Сами украинцы относятся к своему народному костюму по-особенному, трепетно – предметы этой одежды (хотя бы вышиванку) можно найти практически в каждой семье.
Из чего шили одежду
Украинский народный костюм люди изготавливали из натуральных тканей. Чаще всего использовалось домотканое полотно. Ткали его из конопляных или льняных нитей. Получалась грубая ткань, которая подходила для изготовления рубах. Носили такую одежду мужчины. Когда ткань стиралась и от постоянных стирок становилась мягкой, ее пускали на изготовление женской одежды. Ну и после того как полотно становилось совсем мягким, из него шили детские рубашки. Штаны на Украине, так же как и на Руси делали из шерсти или из сукна. Первый вариант был пригоден для зимы, а второй — для лета. Такую ткань использовали одноразово и только для изготовления мужских штанов. Женщины из шерстяной ткани шили поневы и юбки.
Украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, также состоял из обуви и головных уборов. Шапки делали из меха. Обувь же изготавливали из сыромятной кожи. Реже использовали лапти. Но все же на Украине чаще люди носили сапоги, хотя они и были предметом роскоши.
Декоративные украшения делали из стекла и натурального камня. Но чаще все же использовали стекло, так как оно было дешевле. Часто девушки декорировали свои головные уборы живыми цветами. Венки носили по праздникам практически все девушки.
Войти на сайт
Если каждый из нас спросит себя, каким является национальный строй Украины, то в памяти всплывают вышитые сорочки, шаровары, веночек с разноцветными ленточками, красные сапожки… Тем не менее, не всё так просто! Национальный костюм олицетворяет национальное самосознание, этническую самоидентификацию, становясь одновременно и могущественным средством исторического формирования, исторического утверждения, как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Костюм имеет ярко выраженный знаковый характер, определяет принадлежность человека к определенному этносу, создает его художественный образ, воплощает эстетичный идеал нации, этические нормы и представления. Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение.
С давних времен и на протяжении всего существования одежда удовлетворяла не только материальные, а и духовные потребности человека, выполняя необходимые бытовые, социальные и обрядовые функции. Его высокий художественный уровень отражает ментальность украинского народа, занимая определенное место не только в национальной, а и в европейской и мировой культуре.
Развитие украинского костюма на всех его этапах тесно переплетался с другими культурами. Традиционная одежда раскрывает глубокий корень истории украинского народа, связанный с раннеславянским периодом, а особенно с высочайшими достижениями культуры Киевской Руси. Неотъемлемым признаком традиционного украинского костюма является комплексность. Основными составляющими комплексов одежды были нательное, поясничное (набедренное), нагрудное и верхнее убранство; особую роль в комплексе играли головные уборы, пояса, съемные украшения, обувь. Каждый компонент исполнял своё назначение, отличаясь материалом, конструкцией, орнаментально-колористическим решением, обрамлением, а также способом ношения и объединения одного с другим.
В комплекс костюма входила в первую очередь сорочка, преимущественно из грубого самодельного полотна. У мужчин она была короткой, глухой, туникоподобный, с прямоугольной горловиной. Женская сорочка была длинной, разнообразного кроя: туникоподобная, с плечевыми вставками (пришитыми по основанию), с цельнокроеными рукавами. Как поясная мужская одежда известны узкие штаны — гачи (ногавици) из белого или темного сукна, а также широкие шаровары. Женская поясная одежда на значительной территории Украины это был несшитый или частично сшитый, в виде одного широкого или двух узких прямоугольных кусков самодельной шерстяной узорчатой или однотонной ткани. Это — две запаски, одноплановая обертка (опинка, дерга), праздничная плахта, которая бытовала исключительно на Средней Надднепрянщине. Несшитый поясной костюм из домотканой шерсти имел немалое локальное разнообразие из-за разного орнаментально-колористического решения.
Так, на территории той же Надднепрянщины в будни носили две узкие — черную и синюю — запаски, а на праздники — разноцветную клетчатую плахту с нарядной орнаментованной запаской — попередницей. На Подолье существовала обертка в виде широкого горизонтального полотнища черной самодельной шерстяной ткани, украшенной сложными ритмичными композициями орнаментальных разноцветных полос. У районах Приднестровья и Карпат , носили как две узкие запаски, затканные разноцветными полосами с добавлением металлической нитки, так и поясная одежда в виде широкого горизонтального полотнища с местными вариантами колорита и оформления.
Наряду с несшитой поясной одеждой в Украине развиваются и сшитые формы. На Полесье, например, широко известными были литнык и андарак. Литнык — это вертикально полосатая шерстяная юбка (на красном фоне разноцветные полоски: зеленая, черная, желтая, синяя, белая). Андарак — красная однотонная юбка с заложенными по юбке складками и широкой орнаментальной полосой по низу. Юбка шорц, которая бытовала на Львовщине, выполнялась из шерстяной ткани, затканной многоцветными вертикальными полосами, расположенными в сложном ритмичном чередовании на белом фоне. По низу она обшивалась красным самодельным шнуром. Дымка, малёванка, друкованица — так назывались полотняные юбки с набивным рисунком, нанесенным ручным способом.
Каждая местность, даже каждое село отличалось самобытностью рисунка, узора и кроя юбок. Особенное место среди этих показателей занимал орнамент — наиболее разнообразный способ украшения женской одежды. Орнаментация исполнялась техниками ткачества, набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и отвечала обычным стереотипам, которые исторически сложились на конкретной территории.
Выразительным элементом одежды был и головной убор — своеобразный символ семейного статуса женщины. У девушек— это венец, обруч, перевязка, которая всегда одевались так, чтобы была открытой макушка. На праздники собирали венок из цветов, который особенно богато украшали во время свадьбы. Как известно, на второй день свадьбы голову девушки покрывали полотенечным головным убором — намиткой, a потом одевали твердый очепок, который в разных местностях имел значительное разнообразие форм (трапециевидный, овальный, серповидный, седловидный и т.д.).
Очепок, обычно, женщина на людях не снимала, а, направляясь в церковь или в гости, поверх него обязательно одевала еще и намитку в виде длинной полотенцевидной накидки. Качество ткани, а также способы перевязывания наймитки также имели региональное разнообразие. На Средней Надднепрянщине наймитки изготавливались из тончайших видов самодельного льняного или конопляного полотна (вуаль), а в западных областях — из более плотного полотна.
Как и во времена Киевской Руси, крестьянине одевали кожаные или плетеные лапти. Зажиточные носили сапоги и ботинки. Праздничные ботинки изготовляли из двуцветного сафьяна, благодаря чему они и получили название бархатцы.
Верхняя одежда крестьян изготовлялась из самодельного валяного сукна. Развитие пошива этой одежды шло от прямого до приталенного кроя. Прямая форма использовалась в длинных плащах типа мантии, гугле, чуге. Широко использовалась и одежда типа свита. Её крой постепенно усложнялся за счет вставки по бокам клинов — усов — или дополнительных полотнищ, вшитых по линии талии. Зажиточные крестьяне носили верхнюю одежду из купленной мануфактурной ткани — жупан.
Зимой основной одеждой служил овечий кожух, не крытый тканью. Крой и пропорции кожухов в разных местностях имели свою специфику.
Своеобразно развивалась в этот период одежда и городского населения, что обусловливалось постепенным разделением труда, в частности выделением ткачества в отдельное ремесло. Цеховое, а потом мануфактурное производство вызывало определенную унификацию одежду, значительное его отличие от домашнего — и в технике ткачества, и в способах шитья, и в структуре всего комплекса. Формирование национального ринка обеспечивало большой ассортимент ткани, в том числе импортных: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, бязь, миткаль, киндяк, кумач и т.п..
Шелковая и хлопчатобумажная ткань в основном завозили с востока. Вместе с этим развивалось и местное производство льняной, шелковой и шерстяной ткани высокого качества. Недаром среди городских ремесленников выделялись такие специалисты, как холщевики, суконщики, шелковики. Расширялась и палитра цветов: к тем, что издавна использовались, добавлялись лазурный, гвоздичный, серый и др. Городская одежда, как и раньше, отражала социальное расслоение населения.
Рядовые горожане — ремесленники, мелкие торговцы, обслуга — обычно, были выходцами из сельской местности, а потому и продолжали носить одежду, близкую сельской. Относительно форм и кроя одежды, то они менялись медленней. В городском костюме сравнительно с сельским, насчитывалось большое количество предметов. В отличие отполотняной, сорочка зажиточных горожанок была шелковой, с глубоким вырезом. На верхнюю часть сорочки надевали лиф с узкими рукавами, которые застегивались либо зашнуровывались. Юбка и лифы шили из дорогих тканей: штофного шелка, атласа, парчи. На голову одевали шапки-кораблики овальной формы из шелка, бархата либо парчи. Очень разнообразной была верхняя женская одежда — кунтуши, жупаны, свитки, каптаны. Люди среднего достатка обували сапоги и ботинки из телячьей, валовой, конской кожи либо из юфти. Наиболее зажиточные — из перского и турецкого сапьяна: красные, желтые, зеленые, голубые, лазурные, белые или же телесного цвета. Такая обувь густо обшивалась золотом, особенно халявки.
В мужской одежде горожан обязательным компонентом был жупан из самодельного сукна. Он подпоясывался широким поясом, качество которого свидетельствовало о зажиточности владельца. Жупан носили в паре с кунтушем — верхней одеждой с длинными рукавами либо прорезями для рук, который иногда подшивался мехом.
Для всех, в общем, мужских нарядов люди среднего достатка использовали сукно, которое привозилось из-за границы, зуф (разновидность камлота); для праздничного платья — шелковые материи (киндяки, тафту, камку, бархат, атлас, алтабас и др.). У людей более зажиточных покрывалось шелковыми тканями и будничная одежда. Тогдашний вкус требовал ярчайших цветов, как сукна, так и материи. Чорные и в целом темные цвета использовались только для печальных (траурных) либо так называемых смирных (жалобных) нарядов. По представлениям того времени яркие цвета вызывали уважение, и потому цари приказывали руководящим особам в особенных случаях, когда требовалось влиять на народ, появляться в цветной одежде. Военные люди во время торжественных событий также одевали «цветную одежду».
Цвета были разнообразными, но преобладал красный со множеством оттенков. Даже духовные особы носили рясы красных цветов. Среди наиболее использованных были цвета: лазурный, зеленый и вишневый, за ними шли рыже-желтый, шафранный, лимонный, песочный, кирпичный, сливовый, маковый, дымчатый и др.. Шелковые материи, за исключением дешевых сортов, ткались вместе с золотом и серебром и имели много узоров и фигур, в частности: чешуя, большие и малые круги, струи, реки, травы, листья, птицы, змейки, люди и т.п.. Платье из золота считалось атрибутом достоинства бояр и людей Думы, которые окружали царскую особу; а когда принимали послов, то тем, кто не имел такой одежды, еговременно выдавали из царской казны.
Особенная ценность мужского наряда состояла в нашивках, запястьях, кружеве, пуговицах. Нашивки делали всегда из материи, резко отличавшейся от лицевого бока всего костюма: например, на зеленом сукне нашивки были красные. Под цвет нашивок подбирали завязки и кисти (ворворки). Нашивки и запястья у богатых отделывались жемчугом, драгоценными камнями, покрывались золотыми пуговицами, у бедных пуговицы были из шелка или прядева. Кружево, зависимо от своей формы, имело разные названия: кольчатый, коленчатый, решетчатый, плетеный, петельчатое и др.. Пуговицы иногда делали из жемчуга; у некоторых франтов каждая пуговица представляла собой один большой жемчуг. Чаше всего их было одиннадцать или двенадцать, иногда четырнадцать — пятнадцать.
Пояса носили обязательно: ходить без пояса считалось непристойным. Кроме опояски на сорочке носили широкие пояса (кушаки) с верхней одеждой и щеголяли ими не меньше, чем нашивками и пуговицами. У небогатых людей пояса были дорогими и тафтяными; у богачей — они делались из дорогих материй и украшались драгоценностями: золотыми и серебреными бляхами (плащами) круглой, удлиненной, четырехугольной либо многоугольной формы с выемками по углам; между плащами накладывали другие металлические украшения. На плащах вырезали разные фигуры, зверей, птиц, всадников. К поясам приделывали крючки, которыми они застегивались. Про размеру пояса можно было судить из того, что у «одного боярина у XVII ст. был пояс длинной пять аршин и пять вершков и шириной шесть вершков».
Мужские сорочки изготовлялись широкие и короткие. Они заправлялись либо опускались сверху нижнего платья и подпоясывалось узким поясом— опояской. По подолу и по краям рукавов сорочки вышивали, окаймлялось тесьмой, расшитой золотом и шелком. У полотняных сорочках под подмышками делали треугольные вставки из другого полотна, расшитого прядевом или шелком, либо ж из цветной тафты. Богатые люди вышивали также рукава и грудь, и потому сорочку оставляли открытой из-под другой одежды. Такие сорочки назывались пошевными. Но преимущественно обращали внимание на ворот сорочки, который выступал из-под верхней одежды. Этот ворот назывался ожерельем. Его шили отдельно от сорочки и пристегивали к ней, когда было нужно,— у богатых золотыми и cеpебряными, золочеными, у бедняков — медными пуговицами; иногда вместо пуговиц использовали запонки с петлями.
Если предшествующие исторические периоды связаны с заложением основ этнического костюма украинцев, то в эпоху Гетманщины формируется костюм национальный, то естьтакой, который выступал символом начала Казачества, а потом и всей нации украинской.
По свидетельствам современников, одежда запорожцев не была однообразной. Повседневная, походная одежда отличалась простотою, зато парадная одежда была весьма роскошной и нарядной, причем нередко оно состояла из трофеев, добытых во время походов.
В путевых заметках немецкого посла Эpиxa Лясоты (XVI ст.), который побывал в Зaпopожье,находим упоминание про такие элементы одежды запорожцев, как татарские кобеняк и мантия. Посол отзывается про казаков как про людей очень щедрых, которые преподнесли ему дорогие подарки: шубу из куницы и черную лисичью шапку. Данные про костюм казаков XVII ст. есть и в известной работе Г. Левассер де Боплана. Он перечисляет, в частности, сорочки, шаровары, шапки и кафтаны из толстого сукна, который составляли повседневную казацкую одежду. Польские писатели XVIII ст. отмечали, что запорожские казаки носили широкие шаровары с золотым галуном вместо опушки, суконные с откидным рукавом полукуншуши, белые шелковые жупаны, шелковые с золотыми кистями пояса и високие шапки с барашковыми окольниками серого цвета и красным шелковим верхом, который заканчивался кистью.
По описаниям других очевидцев, одежда запорожцев состояла из жупана, сделанного из сукна разных цветов, шелкового кафтана также разных цветов, яркой черкески (подобная жупану), шароваров, шелкового кушака, шапки-кабардинки с выдры и косматой шерстяной бурки — вильчуры. На ноги обувались сафьяновые сапоги.
Парадная одежда запорожских казаков изготовлялась из шелка и польского и английского сукна — кармазину и бархата. Шелковая штофная ткань с узорами называлась у запорожцев шалёвой, одежда из польского и английского сукна назывался састами, а убранство из красного восточного сукна — кармазинным.
Неотъемленным атрибутом каждого казака была и прическа. «Ходили запорожцы хорошо, одевались нарядно и красиво; головы они брили, обреют и еще мылом намажут (чтобы лучшие волосы росли). Одну только чуприну оставляли длиной с аршин, черную и курчавую. Заправится, замотает два-три раза за левое ухо и повесит, а она и висит до самого плеча. А другой возьмет и перевяжет свою чуприну лентой, закрутит ее на лбе и ляжет спать, а утром распустит ее, и она делается, точно овечий хвост. Это все на выхвалку. Девчата косы отращивают, запорожцы чуприны. А если уже слишком длинная вырастет, тогда казак замотает ее сперва за левое ухо, а потам проведет за затылком на правое ухо и так и ходит. Бороды тоже брили, только одни усы оставляли и растили их дольше. Другой возьмет их обоими руками, поднимет вверх да и позакладывает на самые уши, и они еще ниже ушей весели. Вот это как запорожец чуприну замотал, усы расчесал — тогда уже одевается в свое платье», — такому описанию обязаны запорожцу Ивану Гнатовичу Розсолоде.
Кроме того, сохранившиеся документы указывают среди запорожской одежды еще и широкие суконные киреи и короткие юбки наподобие турецких курток. На флаге, который сохраняется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, запорожцы изображены без верхних жупанов, в шелковых поясах, разных видов шапках — низких придавленных и высоких остроугольных, с бараньим околышем и суконным или шелковым вершком, в широких шароварах и в длинных платках, которые свисают с талии вдоль шаровар.
Как видим, запорожский костюм не был свободным от многих иностранных заимствований, но тем не менее имел прочную этническую основу, что и сделало его одним из ярчайших проявлений национальной самобытности.
Детали костюма разнообразились в зависимости от разных бытовых ситуаций, характера работы, обычаев, обрядов, сезона. В особенно торжественных случаях (например, на свадьбе) надевался весь комплекс, выступая важным социальным показателем, подчеркивая имущественное и семейное положение человека, его возраст, национальную принадлежность, региональные признаки. В целом традиционный костюм украинцев можно назвать целой сокровищницей духовной культуры народа, что присуще ему специфическими способами отражает его национальный характер, национальные ценности.
Разнообразным и живописным был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой сорочки (сорочки — туникоподобные, поликовые либо на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 столетия сшитой юбки); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, кептары и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывали их вокруг головы и украшали ленточками, цветами либо надевали на голову венок из бумажных цветов, пестрых лент. Женщины носили разные чепцы (очепки), рушниковидные головные уборы (намитки, обруси), позднее — платки.
Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим воротником со шнурком), заправленной в широкие либо узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, иногда — войлочные или каракулевые, часто так называемые барашковые, цилиндроподобные шапки.
Самой распространенной обувью были постолы с сыромятной кожи, на Полесье — личаки (постолы), а среди зажиточных — сапоги. В осенне-зимний период и мужчины, и женщины носили свиту и опанчу — однотипную с каптаном — длиннополая одежда из домотканого белого, серого либо черного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с каптуром (кобеняк), зимой – длинные овечьи кожухи, у зажиточных крестьян — покрытые сукном с характерной аппликацией. Традиционный костюм украинцев имеет некоторое сходство с восточнославянскими народами – россиянами и белорусами. Однако каждый элемент национального костюма нашего народа имеет свою историю. Например, издавна заведений обычай позволял девушкам до пятнадцатилетия и даже до самой свадьбы носить только подпоясную сорочку, ведь облачение в поясную одежду (поневы) связывали уже с замужеством и переходом к разряду женщин. Кроме того, ни одна нация не может похвалиться таким достоянием народной вышивки, как украинская. Старейшими видами вышивки, без которой тяжело представить одежду украинца, считается «заволікання», «занизування» и гладь. Кроме эстетического значения, вышивка нередко определяла возраст человека, его семейный и социальный статус.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Как красили одежду
Украинский народный костюм отличается богатым декором. Но чтобы покрасить нити, нужна была особая сноровка и подходящие красящие компоненты. Так как химическая промышленность стала давать свои результаты очень поздно, люди обходились тем, что могли собрать в окрестностях своего хутора. Поэтому чаще всего в качестве краски использовалась всевозможная трава. Женщины собирали травы, сушили, а затем делали отвар. Таким образом получалось выварить зеленый пигмент. А как же делали красный? В отличие от традиций, которые бытовали на Руси, украинские женщины добывали яркий цвет из насекомого, которое именовали червец. Его находили во мхе или же на кустах. Зачастую собирали не самих насекомых, а их личинки. Затем нужно было подождать, когда они вылупятся, и отварить, а точнее запечь в печи червецов с водой. Подобная краска томилась на огне в течение дня, и только потом она была пригодна для окраски. Так как необходимое насекомое было сложно собирать и варить, красный пигмент был очень ценен. Им красили только пряжу и пояса, а не готовое полотно рубахи. Для создания других пигментов использовали кору деревьев и всевозможные цветы.
Цветовая гамма
В национальном костюме преобладал красный цвет. Его носили все сословия от земледельцев и ремесленников до духовенства. По насыщенности цвета можно было понять, к какому сословию принадлежит человек. Но использовали не только открытый красный, но и его оттенки. Популярностью пользовался малиновый, кирпичный и маковый. На втором месте по популярности в украинском народном костюме стоял желтый цвет. Использовали такие оттенки, как лимонный, песчаный, рыжий и песочный. Черный цвет использовался редко. Его заменяли дымчатым, то есть серым. Если нужно было затемнить какую-то часть узора, вводили коричневый. Зеленые оттенки тоже можно увидеть в вышивке. Использовали как темные, так и светлые тона.
Особое место в декоре одежды занимали золотые нитки. Ими вышивали узоры на шелковых тканях. Но такие наряды были малодоступны. Золотая и серебряная вышивка украшала костюм богатых дам, а также рясы представителей духовенства. Разноцветные полупрозрачные бусины выступали основными элементами декора. А перламутровый цвет считался символом роскоши не меньше, чем блеск благородных металлов.
Верхняя одежда
Национальный костюм украинских жителей включал не только повседневную летнюю, но и зимнюю одежду. Что же это было? Верхняя одежда мужчин и женщин – это свита. Такой наряд сильно обтягивал фигуру, и за счет этого выглядел нелепо. Изготавливалась свита из толстого домотканого полотна. Первоначально она вообще ничем не украшалась. Самая распространенная модель женской свиты изготавливалась из светлой ткани, а мужской – из темной. Напоминала она рубаху с небольшим воротником-стойкой. Но этот воротник был настолько маленьким и узким, что он не мог даже полностью закрыть шею.
Кожухи – это вторая по популярности разновидность верхней одежды. Шили кожух из плохо обработанной овечьей кожи. Такие недубленые кожухи носили мехом вовнутрь. Модель одежды была самая примитивная, она напоминала упрощенный вариант современного пальто.
А какая же длинна была у верхней одежды? Четной регламентации не было. Каждый шил себе одежду той длины, которая была комфорта. Например, повседневные свиты обычно доходили до пят, а вот вариант дорожного кожуха обычно был редко длиннее колен.
Разновидности
Наряды для мужчин и женщин отличаются не только по цвету, но и по использованию декоративных элементов. Особое внимание нужно уделить детским костюмам, для которых характерны яркие и насыщенные палитры.
В основе женского костюма использовалась рубашка, называемая кошулей. Она несколько длиннее, нежели мужские варианты, и состоит из двух частей. Для праздников женщины надевали особую рубашку, называющаяся «додильня», в оформлении которой использовалась ручная вышивка. Яркие и нарядные кушаки выступали в качестве пояса. Нижнюю часть могли составлять дерга (рабочий вариант), запаска или плахта.
Мужская рубаха
Украинский народный мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Чем же одежда отличалась от той, которую носили в соседних регионах? Мужские рубахи имели разрез спереди. Он назывался пазушка. Украшался разрез вышивкой или же декорировался тесьмой. Наличие на этом предмете гардероба воротника определялось регионом, в котором жил человек. Распространены были рубахи с воротником-стойкой. Такая модель была удобна тем, что застегивалась она на пуговицы. А вот рубахи без воротников имели завязки. Украинские казаки упростили покрой своей одежды. Они решили, что ластовицы, которые располагались под мышками, можно редуцировать. Это было сделано не потому, что этот элемент сильно мешал людям или же сковывал движения, а потому, что казаки хотели отличаться от простых мужиков-земледельцев.
Способ ношения рубахи тоже был на Украине оригинальным. Если на Руси крестьяне и бояре носили рубахи поверх штанов, то казаки решили заправлять подол изделия в брюки. Но это был не протест, а логичное нововведение. Позаимствован такой способ ношения рубахи был у кочевников, которые постоянно ездили на лошадях и полы длинной рубахи мешали и сковывали бедра.
История
История традиционного костюма начинается уже в далёкой древности, когда славяне не были объединены под Киевской Русью. Культура страны очень насыщенная, это воплощается в знаменитых певцах, актёрах и костюмах. В дизайне всегда присутствуют яркие, насыщенные цвета, это говорит о силе духа. Все детали и орнаменты создавались под влиянием других культур. Костюмы различных районов отличаются цветовой гаммой, вышивкой и кроем. Это показывает отличительные черты этноса.
Женский — комплектация, описание
Основой костюма женщин и мужчин являлась рубаха — вышиванка. Женская отличалась от мужской своей длиной и шилась из нескольких материалов. Низ был скроен из более плотной ткани. Рубаха может быть с воротником и без, подол всегда украшается орнаментом. Рукава также были красиво вышиты, а края могут быть свободными или стянуты манжетами. До свадьбы девушки носили плахи — подпоясанные длинные рубахи с клетчатой вышивкой. Дерга была не такой нарядной, её надевали для работы, цвет у неё чёрный. Головные уборы для девушек есть нескольких видов, это кибалка — шапка с обручем, на который наматывали косы, чепчик или чепец— тонкая шапочка со шнурком, венок, состоящий из цветов, различные красочные ленты и платки.
Мужской — комплектация, описание
В основе костюма мужчины — вышитая рубаха. Украинцы не носят рубаху на выпуск, они всегда заправляют её. Крой достаточно простой, мало чем отличается от русского. Разрез находится по центру. Рубахи на плечах украшаются нашивками, напоминающими погоны. Штаны представляют собой шаровары, которые сверху загибаются внутрь и завязываются ремнём на поясе. Штаны очень широкие, с мотней, которая пришивалась посередине, в таких штанах ходили казаки.
Верхняя одежда разнообразна и делится на 4 типа, которые отличаются кроем на спине. Плащи — это широкий халат, в котором есть капюшон и рукава. Шушпан является рабочей одеждой, шьётся из прочных твёрдых материалов. Кобеняк всегда одевался поверх шубы, это накидка, похожая на мешок с прорезью для глаз. Пояс был важной частью костюма, они были длинные и широкие, поясом можно обернуться несколько раз. Головными уборами для юношей являются кучма — шапка из шкуры барана, малахай — шапка на зиму с наушниками и кабардинка — меховая шапка.
Мужские штаны
Если вас интересует пошив украинских народных костюмов, то вы должны обратить внимание на характерные особенности наряда. Народные штаны отличались своей шириной. Такой изделие не имело резинки сверху, поэтому затягивалось оно на тесьму. Но такой способ крепления одежды на теле был не очень надежным, поэтому очень часто украинцы подпоясывали штаны поясом. Для этой цели они использовали как стандартные народные варианты ремня, так и новые европейские модели, которые имели пряжки. Отличие украинских шаровар от тех, которые носили на Руси, заключалось в наличие мотни. Она пришивалась между штанин, что позволяло мужчинам быстрее бегать и чувствовать себя всегда комфортно. Богатые козаки носили не домотканые шаровары, а те модели, которые изготавливались из шелка. Но для тех мужчин, которые не обладали большим достатком, такой предмет одежды был скорее роскошью или парадным вариантом костюма. Декорировались штаны вышивкой. Она располагалась в нижней части штанин. Причем вышивали изнанку изделия, и поэтому мужчины носили штаны, подворачивая их концы.
Украинский национальный костюм
Во все времена традиционная одежда лучше всего иллюстрировала культуру, привычки и особенности народа. Украинский национальный костюм не стал исключением – каждая яркая деталь насыщенной палитры демонстрирует богатый и стойкий дух страны с долгой и непростой историей. Что носили хлопцы и дивчата?
Традиционный украинский костюм схож с одеждой других восточноевропейских народов. Основа – рубаха из конопляного или льняного полотна, которую заправляют в суконные или холщовые штаны. Верхний разрез рубахи – пазушка – непременно украшается вышивкой. Строгие геометрические орнаменты выделяются на белом полотне и символизируют мужество и смелость. Часто мужской костюм украшался вышивкой с дубовым листом – мощным оберегом рода. Воротник может быть стоячим, отложным или отсутствовать вовсе. Нижняя часть костюма – шаровары – фиксируется на поясе шнуром. Широкие штаны жгуче-красного или ярко-синего цвета внешне напоминают мешок – такой фасон удобен как для сельскохозяйственных работ, так и для исполнения залихватского гопака. Между штанинами подшивается мотня из прямоугольных кусков материи – таким образом визуальное сходство с мешком усиливается. Некоторые этнические группы декорируют нижний край шаровар – например, у гуцулов принято было украшать зелёной или жёлтой вышивкой.
Женская рубаха
Украинский народный женский костюм состоял из трех частей. Рубахи, юбки и поневы. Рубахи делились на два вида: короткие и длинные. Длинные считались праздничными. Их подол декорировался вышивкой. Этот элемент женской нижней одежды обычно виднелся из-под нижнего слоя. Повседневные рубашки были короткими. Они имели длину современных туник. Но такой вариант одежды был приемлем для замужних женщин. Девушки же не носили понев, поэтому их рубахи были длинными. А какими были рукава изделия? Рубахи шились с длинными рукавами. У кистей они становились уже. Этого добивались путем пришивания манжет. Эти элементы декорировались вышивкой. Также украшения в виде вышивки могли располагаться на плечах.
Воротник на женских рубашках мог быть отложным. Но чаще ворот изделия обрабатывался тесьмой и завязывался на веревку.
Украинский народный костюм для девочки был схож с девичьим нарядом. Дети носили рубашки, подпоясанные ремнем.
Характерные особенности
Несмотря на то что основные элементы национальной одежды по всей Украине одинаковы, отличия присущи почти для каждого региона. Влияние на костюм оказывали климатические, этнические особенности местности, из-за чего имеются нюансы в силуэте, крое, цветовом оформлении, способе ношения.
Одеяние центральных областей, юго-восточных, северных и западных заметно отличается. Ему присущи некоторые черты нарядов соседних стран – России, Беларуси, Польши, Молдовы. Несмотря на это, классическим костюмом украинского народа принято считать тот, что носили в Среднем Приднепровье – историческом, культурном центре Украины. Основные черты украинского национального костюма можно описать так:
- силуэт с плавными линиями;
- контрастные сочетания цветов, их символичность;
- вышивка с оригинальными узорами или орнаментом;
- яркая обувь, аксессуары.
Главными элементами украинского мужского костюма были и остаются: рубашка (сорочка), штаны (шаровары), пояс (кушак), легкая верхняя одежда (свитка или жупан), смушковая шапка со шлыком, красные кожаные сапоги (чоботы). Женский костюм состоит из сорочки, юбки, пояса, вышитого жакета, цветочного венка с лентами для девушек и намитки для женщин, красных сапог.
Понева
Женский украинский народный костюм сложно представить без поневы. Этот элемент одежды делился на три вида: повседневная, дерга и праздничный вариант. Повседневная понева была черного цвета. Ее делали из грубой льняной или полотняной ткани. Она могла быть даже шерстяной. Понева делилась на две части: одна прикрывала заднюю часть тела, а другая — переднюю. Этот элемент одежды был разной длины, часто доходил женщинам до щиколоток.
Если вы решите делать украинский народный костюм своими руками, то вам следует изготавливать не повседневную поневу, а дегу. В чем же заключаются отличия? Дега тоже была сшита из плотной ткани. Но цвет изделия был не темным, а ярким. Деги, или запаски, как их еще называли, могли быть красными, зелеными или же синими. Пояс этого элемента одежды украшался цветной тесьмой и даже вышивкой. Некоторые женщины не носили переднюю поневу, а заменяли ее передником.
Праздничные одежды выглядели нарядней, чем повседневные. Такая понева изготавливалась из легкой ткани, иногда из шелка. Декорировалась она вышивкой или же клетчатым орнаментом. Часто на таких поневах был нанесен клетчатый орнамент.
Традиционный украинский женский костюм
Женский украинский костюм имеет множество вариантов. И это зависит не только от этнографического региона, но и от того факта, для какого события такой костюм шили. В зависимости от этих факторов женский наряд мог отличаться силуэтом, кроем, отдельными частями одежды и даже способами ее ношения, цветовой гаммой, декором, украшениями.
Традиционным украинским считается женский наряд Среднего Приднепровья, тогда как в Полесье сохранились наиболее архаичные элементы народного костюма. На Подолье можно заметить значительное влияние молдавской культуры на формирования одежды этого региона, а на северо-западе Украины — польской.
Главной составляющей женского наряда является вышиванка, которую еще называют кошулей или сорочкой. Она была немного длиннее, ежели мужская вышиванка , и состояла из двух частей: нижняя шилась из более плотной ткани, ежели верхняя. На Закарпатье эти две части шились отдельно, тогда как в других регионах более популярными были цельные рубашки (укр. додільні), которые считались праздничными.
В восточной части страны носили вышиванки без воротника, которые считаются более древними, а вот в западных регионах — с воротником, чаще всего с отложным.
Традиционно вышивкой украшался подол рубашки, воротник и рукава, особенно на месте соединения с плечом. Поверх вышиванок женщины одевали жилетки или жупаны.
Молодые девушки вплоть до замужества носили только подпоясанные вышиванки, а вот женщины должны были убирать рубашку в поневу. Понева являет собой шерстяную юбку из нескольких кусков ткани. В некоторых областях даже существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка уже посватанная и скоро перейдет в разряд женщин.
Юбка
Украинские женщины носили три разновидности юбок: запаска, дерга и плахта.
Запаска была повседневной одеждой и не имела рисунка или каких-либо элементов декора. Чаще всего запаски шили из красной, синей или зеленой шерстяной ткани. Женщины носили две запаски разных цветов — “попередниця” и “позадниця”. К верхним углам запаски часто пришивали тесемки, которые обвязывались вокруг талии.
Юбка
Если вы хотите сшить украинский народный костюм своими руками, но поневу вам делать не хочется, можете обратить внимание на ее эволюционировавший вариант. Юбка заменила поневу и стала элементом одежды зажиточных дам. Самыми распространенными были три их вида. Литнык – это узкая шерстяная юбка. Она смотрелась празднично по той причине, что была красного цвета. На этот броский фон были нанесены вертикальные полосы. Они могли быть зелеными, желтыми, белыми или же синими. Такой вариант юбки был самый простой. Андарак – это более широкая модель юбки. Декоративным элементом здесь выступали складки, которые вертикально располагались по всему периметру. На подоле находилась широкая орнаментальная полоса. Шорц – это тоже широкая модель юбки, но, в отличие от двух предыдущих, она смотрелась ярко за счет пестрых вертикальных полос, которые располагались близко друг к другу. Подол такого изделия был обшит толстым шнуром. Все эти разновидности юбок украшались вручную с помощью вышивки.
Декор одежды
Как можно украсить украинский народный костюм для девочки своими руками? Если вы решили полностью копировать декор костюма, то вам нужно будет запастись цветной тесьмой. Ей обшивали горловины и подол рубашек. Из разноцветных ниток делались кисти. Их вешали на пояса. Юбки и рубахи украшались вышивкой. Для этого использовали яркие шерстяные нитки. Богатые барышни могли себе позволить наносить узор или орнамент на свою одежду с помощью тончайшего шелка. Ну и не стоит забывать о золотом шитье. Оно использовалось часто на костюмах зажиточных женщин. Кружево можно встретить не только как элемент декора женского костюма, но им украшалась и мужская одежда. Кружево ценилось высоко, поэтому мало кто мог его себе позволить. А вот стеклянные бусины были в широком употреблении. Правда, одежда ими расшивалась нечасто. А вот головные уборы декорировались повсеместно. Люди с большим достатком могли себе позволить украшать одежду не стеклом, а драгоценными камнями. Особенно в ходу был жемчуг. Из крупных жемчужин даже делали пуговицы. А вот менее обеспеченные люди использовали пуговицы, обтянутые шелком или яркой холщовой тканью. В ходу были нашивки. Ими декорировались рубахи наподобие погон. Нашивки изготавливались из контрастной одежде ткани, чаще всего — из красной или зеленой. Такие декоративные элементы богато расшивались шелком и золотом.
Отличительные особенности украинской одежды
Особенности традиционной одежды украинцев в следующем:
- Простота и плавность линий;
- Богатство вышивки и различных украшений. Часто используется вышивка гладью или крестом, а её цвет может быть красным, красно-чёрным или чёрным. Бывает, что вышивка выполняется белыми нитками, но чаще всего вещи ярко расшиваются;
- Сочетания контрастных цветов;
- Настоящие традиционные вещи делаются только из натуральных материалов;
- Традиционная обувь и множество самобытных аксессуаров гармонично дополняют образ;
- Все узоры и орнаменты несут глубокую смысловую нагрузку, чаще всего это обережная вышивка, значение которой затеряно в веках.
Как любая древняя славянская одежда, украинский народный костюм наполнен символизмом. От одежды других славянских народов он отличается яркостью, нарядностью и праздничностью. Несмотря на обилие контрастов в цветовой гамме, одежда выглядит достаточно гармонично.
Орнамент
Рисунок на украинском народном костюме чаще всего изображает две главные для людей стихии: воду и солнце. Именно благодаря им существовал южный народ, они приносили хлеб, а значит – жизнь. Эти стихии нередко расшифровываются как отцовское и материнское начало. Если говорить об элементах, то материнский символ выглядит как восьмилетний цветок с россыпью точек по краям. Отцовский элемент – это квадрат, в котором заключен цветок. Такой орнамент можно встретить как на мужских, так и на женских рубахах. Второй по частоте мотив – это рисунок хмеля. Символическое очертание волнообразной ветки с цветами ассоциируется с молодостью, любовью и задором. Такой орнамент можно было увидеть на одежде молодежи. Изображение калины и дуба считалось на Украине оберегами. Стилизованные листья и плоды должны были защитить человека от сглазов и от завистников. Они оберегали людей не только от соседей и недоброжелателей, но и защищали от различного рода бытовых неприятностей. А вот если женщина хотела привлечь удачу, она вышивала ромбы. Этот символ земли и плодородности должен был оберегать человека от голода и ненастной погоды.
Растительный орнамент превалировал в декоре одежды. Реже можно было встретить анималистические мотивы. Украинцы не жили охотой, точнее убийство диких животных не было единственным способом пропитания. Вследствие этого если на одежде и появлялось животное или птица, их можно было считать тотемом семьи.
Пояса
На фото украинских народных костюмов мужских и женских можно увидеть одну особенность. В обязательном порядке все люди подпоясывались. Ходить без пояса было не только некрасиво, но и считалось постыдным. Этот элемент одежды считался у людей оберегом именно по этой причине ему и придавался сакральный смысл. Даже небогатые крестьяне старались приобрести пояс из дорогого материала. А если такой возможности не было, они ткали его самостоятельно, а затем расшивали символическим орнаментом. Четкого регламента не было. У каждого человека были свои ценности, и их он пытался продемонстрировать с помощью рисунка на поясе. Зажиточные люди подпоясывались ремнем с пряжкой, сделанной из драгоценного металла. Она тоже украшалась причудливым орнаментом, состоящим из зверей и птиц. Богатые горожане по праздникам надевали пояса, полностью сделанные из серебра и даже золота.
Парадный пояс (кушак) должен был быть не короче 3-4 метров. Его декорировали не только вышивкой, но и драгоценными камнями или же бусинами из стекла. Часто можно было увидеть кисти, которые свисали с обоих концов кушака.
Украшения
Сегодня декоративные безделушки, которые носят дамы, не имеют никакого символического смысла. А раньше подобного рода украшения в первую очередь несли не декоративное значение, а служили оберегом. Украинский народный костюм для женщин включал в себя бусы. Конечно, их не носили каждый день, а надевали по праздникам. Позволить себе украшения из драгоценных металлов могли только зажиточные дамы. Они носили различные подвески из натуральных камней и серьги причудливой формы. Скромные деревенские девушки в качестве украшений использовали ленты и цветы. Главным достоянием женщин тех времен была длинная коса. Именно ее они и украшали. Волосы должны были быть заплетены в сложную прическу, поверх которой можно было надеть венок из живых цветов. Если бедная девушка надевала бусы, то вероятность того, что они были деревянные, была практически 100%. Такие украшения были популярны не только на Украине, но и на Руси.
Особенности цвета, орнаментов
К особенностям можно отнести простоту, разнообразие декоративных элементов и орнамента, яркий и сочный колорит, стройный силуэт. Простые и довольно лаконичные элементы добавляют роскоши и изыска, совмещаются русские и белорусские культуры. Зимние наряды очень практичные, удобные и красивые. Каждый цвет является символом: чёрный означает землю-кормилицу, красный — это цвет любви, белый символизирует чистоту, синий означает свободу и душевное спокойствие, зелёный — весна и молодость, жёлтый очень часто означает разлуку.
В качестве ткани выбираются натуральные материалы, например, лён, он очень лёгкий и комфортный. Хлопок и шерсть также очень практичные. В различных регионах используют свой крой. Женские наряды в основном всегда имеют прямой силуэт, рубахи бывают со вставками, на кокетке, и похожие на тунику. Вышивка является очень ценной, так как она создаётся вручную, в основном на воротнике. В дополнении к костюму идут головные уборы в виде цилиндра или конуса. Девушки в качестве украшения делали венки из искусственных или натуральных цветов.
Головные уборы
Фото украинского женского народного костюма представлено выше. Но по нему сложно составить представление о том, что носили жители Украины на голове. Костюм незамужней девушки дополнял ободок. Чаще всего его делали из лент. Завязывали этот головной убор так, чтобы макушка оставалась непокрытой. А вот замужние женщины носили очепок. Эта шапочка имела твердый каркас. Форма головного убора зависела от области проживания женщины. Чаще всего очепок был трапециевидный или овальный. Такой головной убор декорировали бусинами или драгоценными камнями. Бедные женщины украшали свою шапочку с помощью вышивки гладью. Но кроме повседневных головных уборов, были еще и праздничные платки. Ими женщины повязывались тогда, когда шли в гости, в церковь или же на праздничное гуляние. Цвет платка должен был быть ярким. Нередко этот головной убор расшивали золотом.
А что же носили на голове мужчины? Свои лысые головы они украшали шапками. Естественно, головные уборы они носили только в холодную погоду. Шапки чаще всего делали из овечьей шерсти, но существовали кожаные и тканые разновидности.
Обувь
Описание украинского народного костюма было бы неполным, если не рассказать о том, во что же обувались люди. Бедные крестьяне носили лапти. Так же, как и на Руси, даже такая примитивная обувь была в дефиците. Но в отличие от русичей, украинцы делали лапти необычным способом. Они продевали через петли лозы веревку, а затем затягивали ее на ноге. Лапти изготавливали не только из лозы, но и из кожи. В отличие от аналогичной обуви своих ближайших соседей, украинцы делали лапти практически без боковин. В некоторых семьях обувь изготавливали из сыромятной кожи. Причем материал никак не сшивался. Форму коже придавали непосредственно на ноге. Фиксировали такое подобие ботинок с помощью бечевки. Те крестьяне и казаки, у которых не было больших финансовых проблем, могли позволить себе сшитую из кожи обувь. Изначально вместо каблуков у таких ботинок была подкова. Но впоследствии сапоги приобрели современный вид. Чаще всего обувь была красного цвета. Она выглядела ярко и хорошо сочеталась с красным декором народного костюма. На ноге сапоги фиксировались с помощью тесемок. А более поздние модели стали производить с металлическими пряжками, которые часто изготавливали из благородных металлов. На верхний край сапога наносился узор, который или выжигали, или прорезали.