Круглосуточно
whatsapp telegram vkontakte email

Греческое платье: стильные советы куда носить и чем дополнить образ

Древняя Греция – страна, в которой зародились многие современные ценности. В ней впервые появился культ красоты и физических упражнений, которые способствовали не только здоровью, но и гармоничному развитию тела. Привлекательность фигур помогала подчеркнуть одежда, богатая украшениями и сложными драпировками. Ткачество в античной Греции приравнивалось к искусству. Несмотря на то, что одежда древних греков в основном создавалась из цельного куска ткани и была не скроена и часто даже не сшита, она поражает сложностью конструкций и разнообразием форм.

Особенности и виды

Одежду древние греки делали из шерстяных и льняных тканей. С развитием торговли с соседними государствами стали доступны шелк и хлопок. Украшали ткани традиционной вышивкой или рисунками. Чаще всего изображались растительные узоры:

  • Пальмы (рисунок «пальметта»);
  • Цветы;
  • Листья.

Распространены были рисунки из линий:

  • Меандр (непрерывная лента из прямых углов, до сих пор является самым узнаваемым орнаментом Греции);
  • Волна;
  • Бусы
  • Плетеный узор.

Греки любили яркие цвета – красный, желтый, голубой, зеленый. Но больше всего ценился белый цвет, т.к. лен и шерсть было сложно отбелить и одежду такого цвета могли позволить себе лишь богатые люди. После появления пурпурных красителей пурпур также стал цветом аристократии. Простые люди предпочитали зеленые, коричневые, желтые цвета. Коричневый, серый, темно-зеленый и черный носили в траур.

Фасон и стиль одежды греков не отличались большим разнообразием. Можно выделить 4 главных предмета одежды в Древней Греции:

  1. Хитон – основная древнегреческая одежда, которую носили и мужчины, и женщины. Он представлял собой удлиненную тунику без рукавов или с коротким рукавом, подпоясанную на талии (у мужчин) или под грудью (у женщин). Хитон состоял из сложенной вдвое ткани или из двух полотнищ, соединенных между собой. Наверху ткань скреплялась заколками с орнаментом – фибулами. Низ хитона подшивали. Неподшитая ткань была признаком траура. Короткие хитоны были частью мужского гардероба, а длинные носили женщины и старики;
  2. Пеплос – предмет женского гардероба, похожий на современное длинное просторное платье. Его создавали из большого куска шерстяной ткани, который оборачивали вокруг хитона. Как и хитон, он закалывался булавками на плечах; обычно в верхней части образовался напуск, свободно свисающий над талией (колпос). Левый бок у пеплоса был закрыт, а правый – открыт; плечи в пеплосе прикрывались. Пеплос был выходной одеждой; в повседневной жизни гречанки носили хитон и накидку – гиматий;
  3. Гиматий – накидка из льна или шерсти, предок сегодняшнего плаща. Большой отрезок ткани обвивали вокруг туловища, обычно закрывая левую сторону и оставляя открытой правую. Чтобы удержать ткань на месте, по краям могли вшивать маленькие свинцовые грузики. Женщины часто покрывали гиматием голову, как шарфом;
  4. Хламида – короткая накидка, которая скреплялась фибулой в центре или на правом плече. Чаще всего хламида была овальной или прямоугольной с округлыми краями. Обычно накидка украшалась орнаментом, по краям вшивались грузики для правильного положения на теле. Хламида использовалась для спортивных соревнований, в походах, а также путниками в странствиях.

Все виды одежды состояли из цельных отрезов ткани разных размеров, которые драпировались особым образом на теле. Драпировка была искусством, которому обучали в античных школах. Зачастую гражданам приходилось прибегать к помощи рабов, чтобы красиво задрапировать ткань.


Хламида

Пеплос

Хитон

Гиматий

Для мужчин

Мужская одежда состояла из хитона, гиматия или хламиды. Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка. Длина одеяния зависела от возраста – молодые люди носили более короткие хитоны (обычно до колена), а пожилые – длинные. Воины и ремесленники, а также рабы носили их до середины бедра. Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был также признаком раба.

В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. Ораторы заворачивались в него полностью, не оставляя на виду даже рук.

Молодые юноши, путники и воины чаще носили хламиды вместо гиматия. В путешествиях и войнах она служила и предметом одежды, и в качестве покрывала для сна. Древняя Греция имела особую форму снаряжения для воина – хитон, кираса (защита туловища), шлем, поножи (пластины, защищающие часть ноги от колена до щиколотки) и скрепленная под подбородком хламида. У военачальников она была пурпурной. Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.

Для женщин

Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Короткие хитоны дозволялось носить лишь молодым девушкам. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий). Он мог доходить до талии, бедер или коленей. Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Пояс могли носить 2 способами: до замужества на талии, а после замужества – под грудью. Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.

Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. В ненастную погоду гречанки носили его в качестве головного убора. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.

Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. При желании гречанки могли снять его и использовать как покрывало для сидений. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.

Вид одежды Женщины Мужчины
Нижняя Хитон (короткий – для молодых женщин и рабынь, длинный – для взрослых женщин). Хитон (до середины колена – для обычных граждан, короткий – для воинов, ремесленников и рабов, длинны – для стариков).
Верхняя Пеплос/гиматий. Гиматий – для повседневной жизни, хламид – для воинов и путешественников.

Характерные особенности мужской и женской одежды

Основным элементом древнейшей «догомэровской» одежды греков в период архаики является четырехугольный шерстяной плат, который пришедшее с севера племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковый и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда он имел название хлена, а как женскаяпеплос (2х1,8 м). Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая дорийская одежда, созданная по совершенно оригинальному принципу без кройки и шитья. Под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Это элемент одежды, заимствованный у крито-микенской культуры. Позже на месте этого передника сначала у самого восточного греческого племени – ионийцев, — появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке – хитон. Хитон — это рубаха–юбка, сшитая повсеместно и украшенная искусно уложенными складками. Это полотняная одежда трубчатой формы в архаический период стала господствующей формой одежды практически всех сословий в Древней Греции.

Ионийская одежда, частично вытиснившая старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах во времена правления Писистрата (560 — 527 гг. до н.э.). Ионийский хитон был первой закрытой одеждой, которую греки могли носить без заколок. Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный — преимущественно праздничным нарядом пожилых и знатных людей. Хитон со шлейфом — был принадлежностью островных греков.

Женский гардероб был намного богаче, чем мужской. Кроме шитого полотняного хитона, появился ряд новых форм одежды, например, скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Для нее использовали не только чисто белое полотно, но и полотно украшенное отделкой, а также роскошные ткани, завезенные с Востока.

После греко-персидских воин ионийский наряд был оттеснен на задний план. Реформа началась со Спарты и в большей или меньшей мере охватила всю Аттику. В классический период хорошим тоном считалась простота и сдержанность в одежде. Слияние дорийского с ионийским стилем привело к возникновению нового классического стиля греческой одежды. Только эта одежда совершенно независимая от диктатуры моды, с крупно-волнистыми линиями тяжелых драпировок, или легко парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под ней телу жить собственной жизнью.

Первоначально хлена мужчин и пеплос женщин так искусно обматывали тело, что они нигде не сшивались, а закалывались лишь булавкой на плече. Однако эта старинная форма дорийского пепласа, сохранившаяся в Спарте, вскоре была видоизменена: боковые кромки справа сшивались от бедра до низа, так что возникла разновидность юбки, которая подпоясывалась в талии. Хитон — это рубаха со швами на плечах, которую поначалу носили как мужчины, так и женщины. Мужчины не подпоясывали хитон, носили его вместе с покрывающей левое плечо накидкой, называемой гиматием. Его размеры достигали 2,9х1,8 м. Женский хитон мог и не сшиваться, а закрепляться застежками на плечах. Его подпоясывали на талии или под грудью, таким образам, что поверх пояса свисала складка ткани — колпос (греч. – лоно, утроба, пазуха), которая иногда принимала вид отдельной накидки. Наряду с ней носили так же настоящую накидку — диплойдий или диплос, которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой (фибулой).

В противоположность просторному гиматию – одежде женщин и взрослых мужчин, молодые воины носили короткую накидку типа плаща, которая называлась хламида. Хламида — это легкий короткий плащ для верховой езды, так же прямоугольной формы с цветной каймой и кистями на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой — аграфом. Хламида происходит из Фессалии. Вместе с этим маленьким плащом для верховой езды и путешествий большей частью носили дорожную войлочную шляпу — петас.

Женских шляп греческий костюм почти не знал. Поэтому большое значение придавали искусно сделанной прическе. Кроме гиматия женщины закрывали голову очень коротким покрывалом — кредемон, которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину.

Одежда рабов была по крою и форме такой же, как и вольных греков, как одежда господствующих классов. Отличалась она лишь тем, что изготовлялась из грубой шерсти природного цвета — коричневых, бурых и сероватых оттенков.

Ремесленники, рабы, крестьяне носили более простую одежду – экзомис (2,3х1,4 м) – это кусок грубой ткани, который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, ее поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укреплялся поясом.

Современные аналоги в греческом стиле

Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:

  • Драпировки, многослойность;
  • Асимметрия (открытое плечо, асимметричный подол);
  • Прямой свободный силуэт;
  • Натуральные ткани (лен, хлопок, шифон, шелк);
  • Завышенная линия талии.

Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.

Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.

Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.

Греческий стиль в одежде

Знаете ли вы, насколько греческий стиль в одежде

влияет на современную моду? Вы будете приятно удивлены тем, насколько сильно мы ежедневно заимствуем стиль и моду древних греков, и как много вещей мы носим, даже не зная, что мы должны быть благодарны в этом именно грекам.

Древнегреческая цивилизация была одной из древнейших цивилизаций мира, их одеяния были очень удивительными и необычными и прошли проверку временем в течении нескольких тысячелетий. Драпировка была важнейшей частью одежды греков, и мужчины и женщины носили практически одинаковые наряды, которые состояли из прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела и закрепляли различными замысловатыми булавками и брошами (греки их называли фибулами). Древнегреческая цивилизация была одной из древнейших цивилизаций мира, и греческий стиль в одежде

прошел проверку временем и именно поэтому дошел и до нас.

В основном носили ткани белого цвета, но так же были и некоторые яркие ткани, такие как фиолетовые, синие, зеленые и красные. Естественно данная одежда была одновременно очень простой, практичной и комфортной. Что может быть лучше куска яркой ткани, который может быть задрапирован различными способами, позволяющими вам каждый раз менять свой образ. В Древней Греции то, как носили платья, характеризовало характер, настроение и, конечно же, статус человека.

Влияние греческого стиля на современную моду

Вспомните, когда вы в последний раз выходили в свет в платье на одно плечо или в сандалиях? А задумывались ли вы, что ваш современный и модный образ, это ничто иное, как влияние Древней Греции и именно грекам мы должны быть благодарны в возможности носить эту одежду. Позвольте мне вам рассказать, где ещё мы сталкиваемся с Грецией. Современные модные тенденции это лишь заимствование из Древней Греции и с других различных древних цивилизаций, таких как Египетская, Месопотамская и Римская. Вы удивлены тем, что дизайнеры ищут новые стили в древности, но всё очень просто: мы всегда находимся в поисках новизны, но всё новое это хорошо забытое старое. Несмотря на то, что все дизайнеры нацелены на захват подиумов и обретение мировой известности, каждый из них желает создать вещь, которую захотят купить обычные прохожие, заглядывающие сквозь витрины магазинов. А что может быть привлекательней для любой женщины, чем воздушный, легкий и чарующий наряд, выполненный в греческом стиле. Модные дома в Париже и Милане каждый раз шокируют нас новыми тенденциями, и очень часто основаны они на вариациях греческих нарядов. Да и с полной уверенностью могу сказать, что почти каждая из девушек в детстве стояла перед зеркалом, обвернувшись в простыню, и представляла себя греческой богиней. Надеюсь, я привлекла твоё внимание к греческой моде, поэтому приступим к детальному рассмотрению Греции в современной моде.

Платья с драпировкой

Платья с драпировкой – именно то, что первое приходит на ум, когда мы говорим о греках. Модельеры взяли на заметку и начали использовать драпировку примерно в 20 веке. Дизайнеры создавали платья и юбки с причудливыми драпировками на талии и на линии декольте. Такое направление в одежде сделало отличный акцент на женственности и утонченности женщин. Именно поэтому ежегодно мы наблюдаем огромное количество звезд на красных ковровых дорожках, одетых в платья с драпировками уже не только на талии или на груди,так как модельеры продолжают развивать данную идею и создают различные образы, подходящие практически каждой девушке. Теперь одевая такое платье, мы будем знать, что каждая из нас – Древнегреческая богиня.

Платье на одно плечо

Платье на одно плечо – это тенденция, которая никогда не выйдет из моды и останется с нами навсегда, и этим мы тоже обязаны грекам.Одевая платье через одно плечо, вы всегда будете сексуальны и очаровательны, так как эта асимметрия привлекает не только внимание мужчин, но и зависть у женщин. Существует огромное количество вариаций данных платьев. Это могут быть как платья с тонкой ленточкой через одно плечо, так и драпировка, закрывающая полностью плечо и руку. Вы можете найти любое платье, как свадебное, вечернее платье в пол, или коротенькое летнее платье, которые будут оголять ваше плечо. Только назовите любой вид платья, и вы обязательно найдете его вариант на одно плечо. Одной из причин, по которым женщины выбирают такие платья – это то, что они придают нашему образу гламур и экзотику и делают ваш внешний вид неповторимым. Многие женщины говорят, что чувствуют себя настоящими богинями в таких платьях.

Драгоценности, с греческими мотивами

Всё больше и больше чувствуется влияние древней Греции на современные ювелирные украшения и бижутерию. Чаще всего это влияние прослеживается в изображении греческой мифологии на кольцах и подвесках. Вы можете найти кольца с различными яркими камушками в форме круга или с изображениями греческих богов и богинь, таких как Афродита или Артемида. Чаще всего классическая форма греческих украшений – это круг, инкрустированный драгоценными или полудрагоценными камнями. В последнее время всё чаще стали носить разноцветные браслеты на руках и ногах, что тоже является откликом Греции. Вы можете выглядеть безупречно, если правильно подберете то или иное украшение к шикарному греческому образу.

Украшения для волос

Если ты хочешь выглядеть как богиня, тогда шикарное украшение для волос это то, что тебе необходимо. Девушки в Древней Греции носили в волосах красивые венки из цветов и веточек, но у нас сейчас гораздо больше возможностей, поэтому мы с вами можем украшать наши волосы различными украшениями в виде веночков или обручей для волос. Сейчас это тренд сезона – поэтому не бойтесь экспериментировать, немного фантазии и вы будете выглядеть замечательно. Ваше украшение может быть как и на всю длину волос, так и очень маленьким. Очень часто такие украшения используются для свадебных причесок, они отлично дополняют нежный и невинный образ невесты. Эти веночки и украшения сделают вас очень нежной, женственной и чарующей.

Гладиаторские Сандалии

Гладиаторские сандалии – это одна из последних тенденций в мире моды, которая прекрасно вжилась в повседневную жизнь каждой девушки. Обувь гладиаторов, или как мы привыкли их называть сандалии, могут носить как мужчины, так и женщины. С того момента как дизайнеры создали данную обувь, появилось огромное количество вариаций сандалий. Они могут быть как на плоской подошве, так и на каблуке. Сандалии очень легкие и удобные, что делает их незаменимыми для лета. Вы можете купить их в любом магазине или на рынке, а так же найти их в домах моды Gucci, Versace и др. У каждой девушки, которая хочет побаловать свои ножки удобством, обязательно должна быть такая обувь.

Мастер-класс

Я думаю, что после прочтения данной статьи каждой из Вас, дорогие девушки, захочется побежать в магазин и приобрести себе красивое платье или интересное украшение в стиле древней Греции. Но я могу поделиться с вами интереснейшими мастер классами по пошиву платьев и созданию образа в греческом стиле. Я уверенна, что сейчас половина из вас подумали, что не умеют шить или не смогут справиться с таким делом, но на самом деле это очень легко, так как для создания такого платья не нужны навыки кройки и шитья, необходимо лишь уделить немного времени и всё готово.

Начнем, пожалуй, с платья.

Для того чтоб пошить шикарное и вызывающее платье вам необходимо пойти в магазин ткани и выбрать нужный вам цвет и фактуру ткани. Далее необходимо определиться с длиной. И это очень просто сделать: умножьте свой рост на 2 и прибавьте примерно 10 см. Например, если ваш рост 170 см (тогда длина ткани будет 170*2 + 10=350 см или 3,5 м.). Согните ткань вдвое и закрепите булавками, чтоб она была зафиксированной. На линии сгиба найдите ровно середину и прорежьте отверстие для головы, далее длина разреза зависит от глубины разреза, который вы хотите в результате получить. Так же вам будут нужны две ленты, подходящие к ткани для того, чтоб обвязать ваше платье под грудью и на линии талии. Вам необходимо прошить края ткани для того, чтоб она не крошилась, вы можете это сделать вручную или отнести в мастерскую. Прошить необходимо горловину и низ, а так же соединить боковые части платья между собой. Ниже представлены подробные схемы изготовления данного платья. Это платье можно сшить примерно за 1 час, поэтому не поленитесь и добавьте к вашему гардеробу необычное платье, которое будет только у вас. В таком наряде вы сможете очаровать любого мужчину и привлечь к себе внимание на любом мероприятии, будь то вечерняя прогулка или ужин в ресторане.

Греческий стиль отлично подойдет вам для создания вашего свадебного образа, так как, что может быть прекрасней летящего и струящегося платья, легкого макияжа и шикарного украшения в волосах. Невеста – это знак красоты и нежности, а греческий образ сделает её ещё и незабываемой и роскошной. Я уверенна, что любая девушка, выбравшая для своей свадьбы такой образ, покорит своего избранника на всю жизнь.

Хочу ещё отметить то, что греческий стиль в одежде

это не только платья с драпировкой или через одно плечо. Дизайнеры предлагают нам огромное количество туник, блузок, юбок и рубашек в данном стиле. Вы можете найти отображение греческого стиля не только в вечерних нарядах, но и в различных вариантах делового и повседневного стилей одежды. Количество цветов тоже не оставляет нас быть равнодушными. Летом 2013 года особенно модными считаются легкие, шелковые или шифоновые наряды небесных и кислотных оттенков. Не бойтесь экспериментировать с фактурой и цветом тканей, так как от этого зависит ваше настроение и отношение окружающих к вам. Бижутерия и украшения для волос могут быть совершенно разными. Вы можете выбрать как элегантные и утонченные украшения в греческом стиле, так и буйство современных форм и цветов, которые тоже будут отображать влияние Греции на современность. Главное, чтоб они дополняли ваш греческий образ и соединяли всё в одну общую композицию. Не ограничиваете себя в выборе одежды и украшений, разнообразьте ваш образ греческим стилем или любым другим, главное чтоб он органично вписывался в ситуацию и делал вас неотразимой.

Одежда, возникшая много веков назад, радует нас до сих пор, покоряя сердца девушек каждый день. Поэтому будем надеяться, что кутюрье будут нас дальше радовать такими замечательными нарядами и создавать для нас всё новые и новые образы. А пока нам остаётся радоваться тому, что у нас есть греческий стиль в одежде

и мы можем хоть иногда возвращаться в Древнюю Грецию и быть настоящими Богинями.

Также рекомендуем Вам ознакомится с модой античного Рима! В этом фильме раскрывают все тайны древнеримских красавиц!

Автор статьи: Алина Штырба

Обувь

В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.

Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.

Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас. Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.

Костюм в Древней Греции

Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее, Когда священный Парфенон Я увидал в лазури чистой… Д. С. Мережковский

Античная Греция (Эллада) — это цивилизация, развивавшаяся в южной части Балканского полуострова, по берегам Средиземного моря и на многочисленных его островах.

Периоды развития: 1.Дополисный (гомеровский) период (XI—VIII вв. до н.э.). 2. Архаический период (VIII—VI вв. до н.э.). 3. Классический период (конец VI — первая половина IV в. до н.э.) — ранняя, высокая и поздняя классика. 4. Эллинизм (IV— I вв. до н. э.).

Дополисный (гомеровский) период — время общинно-родовых отношений. Считается, что в это время жил поэт Гомер.

В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение — ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет основополагающей в архитектуре, в том числе и в архитектуре Нового времени, а также сложился наиболее популярный тип храма — периптер.

Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно- и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.

Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых — в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе.

Идеал красоты. Красивый человек — это воплощение гармонии духа и тела. Мужчина — атлет, патриот, эрудит; женщина — здоровая, цельная, разносторонняя личность. Красивым считалось лицо с прямым носом, округлым подбородком, выпуклыми большими глазами, а некрасивым — полностью открытый лоб, поэтому пряди волос в виде челки или «шторок» закрывали его не менее чем на одну треть и у мужчин, и у женщин. Женщины были красивы и правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой соответствовали пропорциям «золотого сечения». Именно такая фигура была у Афродиты Милосской.

Душа должна быть прекрасна так же, как и тело. Что подразумевали под этим древние греки? Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен был уметь сострадать и уважать поверженного врага.

Виды и формы одежды. Текстиль. Одежда греков была драпирующейся. Нижней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками — фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками. Греческий лен был гораздо грубее (толще) египетского, но достаточно эластичный и удобный для драпирования. Однако долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть, которая тоже хорошо драпировалась, а также ткани из смеси шерсти и льна. Грекам нравились одежды голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Это было модно в период архаики и ранней классики. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом. Греческие орнаменты были очень разнообразны, но особенно популярны были меандр, критская волна и различные варианты растительного орнамента (цв. вкл., рис. 13).

Верхней одеждой был гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, Драпировавшийся разными способами вокруг тела. В эпоху эллинизма в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитым золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Рис. 13. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 14. Вариант драпирования гиматия для людей умственного труда. Рис. 15. Вариант драпирования гиматия для ораторов. Рис. 16. Хитон с особым видом колпоса в виде валика на бедрах, сверху наброшена хламида с фибулой на плече

Рис. 11.32. Мужской ионический хитон. Рис. 11.33. Экзомис и головной убор. Рис. II.34. Гиматий ремесленника (обе руки свободны), Рис. 11.35. Способ ношения гиматия в быту

Мужская одежда. Мужской хитон обычно был длиной до колена. Сначала появился дорический хитон. Способ его драпирования описан выше. Мужчины знатного происхождения и преклонного возраста носили иногда ионический хитон. Как правило, он был длиной до щиколоток и опоясывался по-иному (рис. 11.32). Он выполнялся из двух кусков ткани, иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече уже не одной, а несколькими заколками. Способ драпирования был тот же (вертикальные складки), однако при этом получались рукава длиной иногда до локтя и более прилегающая область лифа. Длинный ионический хитон носили женщины, старики, государственные деятели, знать, участники священных игр. Гомер говорил о хитоне, что это «изысканная большая белая риза с красивым золотым поясом».

Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече. Простейшим вариантом такой одежды был экзомис, который носили рабы и бедняки (рис. 11.33).

Главной верхней одеждой был гиматий — довольно большой прямоугольный кусок ткани в роли плаща. Он драпировался разными способами вокруг тела. Люди умственного труда — философы, поэты и др. — носили гиматий, спрятав в нем руки (цв. вкл., рис. 14). По манере ношения гиматия можно было судить о роде деятельности человека: оратора (цв. вкл., рис. 15), ремесленника (рис. 11.34). Гиматий иногда носили без хитона, непосредственно на теле. В непринужденной домашней обстановке гиматий драпировался вокруг талии и бедер (рис. 11.35).

Рис. 11.36. Женский дорический хитон. Рис. 11.37. Драпирование и ношение женского ионического хитона. Рис. П.38. Дорический хитон, отделанный меандром

Хламида также являлась верхней одеждой. Это был прямоугольный кусок ткани небольшого размера, скрепленный на плече фибулой (цв. вкл., рис. 16). К хламиде полагалась шляпа. Однако обычно греки ходили с непокрытой головой. И лишь паломники и путешествующие мужчины носили головные уборы или набрасывали на голову край гиматия.

Женская одежда. Женщины носили длинный хитон. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну (рис. 11.36). В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это были отголоски крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест (рис. 11.37).

В эпоху классики дорический хитон вновь стал модным, но теперь он украшался орнаментом или был многоцветным (рис. 11.38,11.39). Однако белоснежный хитон всегда считался самым изысканным (рис. 11.40).

Самым древним хитоном был пеплос. Его правый бок, украшенный орнаментом, не сшивался (рис: 11.41).

Закаленные спартанки носили только пеплос, но не изо льна, а из шерсти.

Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого обычно украшался орнаментом. В тех случаях, когда сзади диплоидий был намного длиннее, чем спереди, его край можно было набрасывать на голову со стороны спины (см. рис. 11.40). Этот очень оригинальный способ применения Диплоидия в одежде гречанок встречается не часто. Диплоидий, разнообразный по форме и по длине, — очень важный декоративный элемент женского хитона. В сочетании с разнообразными колпосами он обогащал, облагораживал хитон. Диплоидий из-за находящегося под ним колпоса мягко ложился на участке от груди до бедер, придавая фигуре плавность, лишая ее спортивности. Если диплоидий был короткий, он как бы отлетал при ходьбе от лифа, придавая фигуре легкость.

Рис. 11.39. Многоцветный хитон. Рис. П.40. Разновидность головного убора. Рис. 11.41. Пеплос. Рис. 11,42. Женская одежда: гиматий, дорический хитон, ионический хитон

Женщины, как и мужчины, в качестве верхней одежды носили гиматий (рис. 11.42). Женщины имели также плащи, которые надевали через голову. Такой плащ имел разрез с одного бока до предплечья (рис. 11.43).

рис. II.43. Плащ с одним боковым разрезом

Обувь. Обувь греков была из кожи, обычно ремешковая (рис. 11.44); парадная — из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Кроме сандалий (см. рис. 11.44, а) греки носили мягкие кожаные полусапожки персикаи (пришли от персов, см. рис. 11.44, 6) и высокие ремешковые сапоги эндромис (см. рис. 11.44, в), а также крепиды (см. рис. 11.44, г) и сапожки из мягкой кожи (см. рис. 11.44, д).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Греки, имевшие густые волосы, предпочитали ходить с непокрытой головой, а головные уборы надевали лишь в случае необходимости. У мужчин это были фригийские колпаки, остроконечные пилосы (см. рис. 11.33), конусообразные пилеусы, кине в виде полушария из войлока, шерсти, разных сортов кожи и т.д. Войлочная кине была популярна среди пастухов. Воины носили шлемы. В каждой местности были свои виды шлемов. Беотийский закрывал не только голову, но и части лица (щеки, нос) и имел султан из перьев или хвоста, дорийский был с забралом, коринфский низко опускался на глаза.

Рис. II.44. Обувь древних греков

Рис. II.45. Мешочки и чехлы, покрывающие прически. Рис. II.46. Мужская прическа периода архаики. Рис. II.47. Молодежная прическа периода классики. Рис. II.48. Прическа «бант Аполлона». II.49. Прическа «греческий узел» и диадема с поддержкой — стефана. Рис. II.50. Прическа «лампадион» (пламя). Рис. II.51. Фрагмент золотой диадемы

Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру (см. рис. 11.38) либо покрывало фарос, а также край гиматия. При необходимости (для защиты от зноя) надевали соломенные шляпы — фолии. Они напоминали зонтик, крепившийся над головой. Популярны были различные мешочки, чехлы (рис. 11.45), которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки.

В эпоху архаики мужчины носили длинные волосы и длинные бороды (рис. 11.46). В эпоху классики распространилась аккуратная спортивная прическа из коротких волос у молодежи (рис. 11.47) либо из полудлинных до мочки уха у людей солидных, зрелых. Зрелые мужчины продолжали носить и бороды, но теперь более короткие. Волосы греки завивали и аккуратно укладывали. В эпоху поздней классики появляется несколько женообразная прическа «бант Аполлона», или «цикада» (рис. 11.48), из достаточно длинных волос.

Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прическа «греческий узел» (рис. 11.49, см. рис. 11.42) и прически на основе греческого узла — «лампадион», т.е. «пламя» (рис. 11.50), и «каримбос» — узел, расположенный очень низко, почти на шее (см. рис. 11.39). Популярны были и другие прически, например дынеобразная прическа из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами (ее придумала жена Перикла Аспазия). Женщины носили также «бант Аполлона». Девушки ходили с распущенными завитыми волосами. Темноволосым гречанкам очень нравились светлые волосы варварок. Поэтому модны были парики из светлых и пепельных натуральных волос. Парики изготовлялись на острове Лесбос и стоили очень дорого.

Гигиене и косметике в Древней Греции уделяли много внимания. Об этом говорит появление бань и салонов по уходу за телом. Рабы-косметы хорошо делали массаж и натирали тела клиентов маслами и ароматическими средствами. Женщины пользовались специальными порошками для подводки бровей и глаз, отбеливали и омолаживали лицо по рецептам врачей Гиппократа, Диокла и др. В трактатах о красоте давались рецепты по применению косметических средств.

Золотые и серебряные броши, пряжки, фибулы, пояски, ремешки, сеточки и диадемы (рис. 11.51) для головы — стефаны были очень красивы. Серповидная надлобная часть стефаны соединялась с затылочной частью, которая не только украшала прическу, но и являлась поддержкой для «греческого узла». В нее, как в емкость, помещалась эта часть прически. Стефана считалась очень изысканным головным украшением (см. рис. 11.49).

Связь костюма с архитектурой. Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно эпохи классики, когда пропорции, масштабность и форма приобрели огромное значение. Умело задрапированный хитон напоминал дорическую колонну. Вертикальные складки хитона ассоциировались с каннелюрами колонн. В фигуре человека, одетого в длинный хитон, читались соотношения пропорций «золотого сечения». Пропорции «золотого сечения», или ряд Фибоначчи — это ряд чисел, в котором каждый последующий член равен сумме двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.), т.е. 1 : 2; 2 : 3; 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13 и т.д.

Рис. II.52. Связь греческого костюма с архитектурой

Живший в XIII в. итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) открыл эту закономерность, а Леонардо да Винчи назвал ее «золотым сечением».

В пропорциональной фигуре верхняя часть, от головы до талии, относится к нижней, как 3 : 5. То же самое мы наблюдаем в храмах. Так, в храме Зевса в Олимпии отношение верхней части храма (фронтона и антаблемента) к нижней выражается этим отношением (3 : 5). Об органичной связи архитектуры и костюма в Древней Греции свидетельствует рис. 11.52.

Аксессуары и украшения

Из головных уборов древних греков наиболее известны войлочные шляпы:

  • Петас – головной убор путешественников с широкими полями;
  • Пилос – шапочка без полей, которую носили крестьяне и рабочие.

Шляпы были мужским аксессуаром; женщины могли надеть шляпу, лишь отправляясь в путешествие. Женщины уделяли большое внимание украшению прически. Основной женской прической был узел на шее из заплетенных кос или жгутов. Для закрепления заплетенных кос и узлов использовались гребни, заколки, ленты, венки. Волосы украшали позолоченными ремешками из кожи или шнурами, а также украшали обручами из золота, серебра, бронзы или кожи.

Из украшений мужчины использовали перстни, кольца, браслеты и амулеты из драгоценных камней. Количество украшений, которые мог позволить себе мужчина, было закреплено законом.

Женщины носили диадемы (налобные и затылочные), цепочки, серьги, ожерелья из золота, серебра и сплавов с вставками из жемчуга. Особенно любили гречанки браслеты – их носили на запястье, предплечье и даже на лодыжках. В отделке ювелирных изделий преобладали растительные узоры – листья, бутоны, цветы.

Благодаря литературе античности, скульптуре и изображениям на фресках из древности одежда греков дошла до наших дней и даже влияет на современную моду. Стилизации под хитоны, пеплосы, гиматии и хламиды, а также древнегреческую обувь и украшения можно встретить у многих дизайнеров 21 века. Популярность греческого стиля в одежде объясняется его простотой и комплиментарностью для любого типа фигуры.

Фото

Ссылка на основную публикацию
Похожее